Соревновательная система Лиги Легенд имеет массу отличий от модели Dota 2 и во многом является её антиподом. Ещё одно доказательство этого – отношение к проведению официальных турниров во время пандемии. Какой подход наиболее эффективен? Мы попросили высказаться представителей сферы и попытались разобраться.
Итак, имеем два совершенно разных пути.
Riot Games (League of Legends) провели региональные лиги в онлайн-формате, чемпионат мира в Шанхае – без зрителей и с дополнительными ограничениями, что потребовало дополнительных затрат. На Worlds не смогли попасть две вьетнамские команды, а чемпионы СНГ прилетели в последний день (их была готова заменить вторая команда региона Gambit, которая оказалась в Шанхае по просьбе Riot)
Valve (Dota 2) перенесли The International сначала на неопределенный срок, а затем на лето 2021 года. После нескольких месяцев заявили о поддержке онлайн-лиг, но только в Европе/СНГ и Китае. Старт сезона отложен на следующий год.
Стратегию Valve критикуют всё чаще. Если изначально это казалось необходимостью, то в свете проведения первых LAN (Worlds по Лиге Легенд, запланированы оффлайн-ивенты по PUBG Mobile и CS:GO) кажется, что провести турнир всё же можно было. Особенно это важно для Dota 2, гдё всё завязано именно на The International. Позицию клубов описал для CQ спортивный директор Winstrike Андрей Kimi Квасневский:
Я думаю что в теории, если смотреть на вещи оптимистично, турнир можно было провести в стране с минимальным уровнем распространения COVID-19. Само собой, без зрителей.
Выскажу свой респект Riot Games за решение провести Worlds в намеченные сроки с соблюдением всех необходимых норм (например 14-дневный карантин для участников). Я думаю, что они смогут первыми показать – LAN-турниры можно возвращать. Само собой, в очень аккуратной манере.
Чуть подробнее о потерях киберспортивных клубов высказался руководитель Gambit Константин Groove Пикинер. Он также объяснил, почему так важно проведение подобных турниров по расписанию и чем модель Valve может навредить командам:
Worlds и The International - являются главными событиями соревновательного сезона, опираясь на которые киберспортивные клубы прогнозируют свою деятельность в среднесрочной перспективе. Уровень профита, который получает клуб от участия в подобном чемпионате мира, в несколько раз выше по сравнению с любым другим турниром.
Речь идёт о рекордных охватах аудитории, размере призового фонда, возможности получения роялти от продажи внутриигровых цифровых товаров и увеличении сумм действующих спонсорских соглашений, а также привлечении новых партнеров.
Помимо этого большинство клубов привязывают сроки действия контрактов игроков именно к датам The International и Worlds. Поэтому отсутствие знакового события в году наносит удар по экономике киберспортивного клуба и лишает его главных ориентиров.
С трудом справляются турнирные операторы и студии. Да, онлайн-турниры проводить проще, но аудитория всё меньше интересуется подобным продуктом. Неизвестно, смогут ли студии вернуть деньги, которые потрачены на права на трансляцию отменённых LAN-ивентов и восполнить пробелы в медиа-контенте, который давали LANы (интервью, шоу-программы и так далее).
Groove отмечает, что неопределённость вызывает дополнительные проблемы у организаторов турниров, поскольку они стараются не конфликтовать с официальными турнирами и друг с другом – как минимум чтобы привлечь максимальную аудиторию.
Отсутствие ясности относительно проведения знаковых соревнований под эгидой разработчика той или иной игры вносит хаос в турнирный календарь. В подобной ситуации турнирные операторы и киберспортивные клубы лишены возможности планирования своего графика более чем на 2-3 месяца вперёд, не говоря уже о более длительных перспективах.
Атмосферу настоящего праздника, как в другие годы, воссоздать в условиях коронавируса не выходит. Видимо, это вместе с осторожностью и привело Valve к такому решению. Комментатор WePlay! Ярослав TEKCAC Петрушин отмечает, что TI без зрителей действительно проводить не стоило:
Если выбирать между ожиданием и турниром с классной студийной трансляцией, но без зрителей, то я лучше подожду год. Это десятый, юбилейный The International, и его лучше провести с полным размахом – стадионом, зрителями, огромной сценой и так далее – нежели снизить планку.
В схожей манере высказался и его коллега из RuHub Владимир Maelstrom Кузьминов:
Я бы не хотел видеть The International без зрителей. Просто в Лиге Легенд своя экосистема, в Dota 2 – своя. Дота может себе позволить отменить TI с DPC и выжить, хоть и с потерями, League of Legends – нет.
Комментатор Riot Games Павел Rillion Шабалин в интервью CQ назвал момент спорным, но отметил, что Valve можно понять.
Можно ли понять осторожность Valve и перенос The International на год? Да, но это все еще спорный момент. Я видел, что у Дота-комьюнити много вопросов. Однако, это не моя спецификация, пожелаю ребятам удачи.
Зрелище действительно должно быть достойным – и возможно, через год зрители не пожалеют, что Valve выбрала такой путь. Однако из-за это страдает сфера: игроки испытывают недостаток мотивации, о чём вчера говорил менеджер Hellraisers по Dota 2 Алдар Jamba Джамбинов, большие проблемы у профессиональных клубов.
Перенос TI может быть на руку только некоторым коллективам, которые пока набирают форму. Это отмечает капитан Team Unique Иван VANSKOR Скороход:
Riot Games имеют другой вектор развития киберспортивной сцены, привлекая молодых игроков начинать свою карьеру. Это они наглядно демонстрируют, не останавливая официальные турниры из-за короновируса.
Для молодых игроков и топ-команд перенос сезона идёт в минус. В плюс может пойти только уже собранным командам, у которых не самый лучший уровень игры в данный момент. Так что для меня перенос DPC сезона выглядит лучше. Самое главное, что турниры продолжаются, хоть и не от Valve – поэтому заскучать не успеешь.
В обоих моделях есть свои плюсы и минусы. Для сферы путь Valve скорее хуже – убытки клубов, студий и турнирных операторов негативно влияют на развитие сцены уже сейчас. С другой стороны – осторожность и желание проводить свои ивенты в новом формате Dota Pro Circuit без помех. Но верно ли это?
И ещё кое-что. Смежная, но очень актуальная сейчас тема – проблема Valve не только (и не столько) в отмене The International. Разработчики Dota 2 могли поддержать региональные лиги, но пока лишь анонсировали это. Такое если есть, то лишь в двух регионах – о проблемах Америки, к примеру, недавно рассказал MoonMinder, а CR4ZY были вынуждены распустить состав.
В коммьюнити предлагают не только создавать и поддерживать онлайн-турниры в регионах, но придать им официальный статус и увеличив призовой фонд. Это могло бы повысить мотивацию игроков и клубов, о чём говорит Константин Пикинер:
На мой взгляд, в период пандемии разработчику игры следует на ежеквартальной основе проводить региональные турниры с внушительным призовым фондом (например, кубок Европы и СНГ). Оптимальная длительность подобных соревнований варьируется от двух до четырех недель.
Пока же Valve продолжают хранить молчание. Либо разработчики Dota 2 уверены, что выбрали верную модель и проводимых турниров от сторонних операторов достаточно, чтобы дотянуть до старта Pro Circuit в январе 2021 – либо готовят очередной анонс, который должен исправить непростую ситуацию.
1 комментарий