Ровно 15 лет назад, в начале апреля 2006 года, завершился один из первых глобальных чемпионатов по Dota AllStars. Победу одержала российская команда SAY_PLZ, обыграв в финале фаворитов из США Apex. В качестве призов парни получили игровые мыши Raptor-Gaming M2.
О зарождении известной серия мировых турниров и киберспортивной Доте того времени в целом мы поговорили с победителями MYM Prime Defending 1: Ярославом NS Кузнецовым и Дмитрием LightofHeaven Куприяновым.
Первые шаги IceFrog
15 лет назад Дота только начала свое развитие. В игре было около 60 героев, причем выбрать можно было не всех. Только появился Рошан. Многие предметы и механики работали совсем не так, как мы сейчас привыкли. Даже самый топовый игрок из 2021 года долго бы разбирался в мете, если бы решил скачать патч 5.84 и сыграть пару каток со своими друзьями.
Весной 2005, за год до турнира, Dota AllStars ждали большие перемены. После выпуска 6.00 в марте проект оставил мапмейкер Guinsoo, а вскоре ушел и его помощник Neichus: небольшое, но активное сообщество игры критиковало его апдейты и попытки изменить баланс.
Начало IceFrog в Доте: вспоминаем 2005 год и патчи 6.2x Dota AllStars
В итоге к лету 2005 главным разработчиком DotA стал знакомый нам IceFrog, который изначально занимался программной частью карты. К первым изменениям он подходил с большой осторожностью, и долгое время самой стабильной версией оставалась 5.84, полностью созданная Guinsoo.
Лишь к концу года Айсфрог решился на перемены. Новый патч 6.20 (выпущен в ноябре) содержал сотни правок баланса, среди которых сам мапмейкер выделял ослабление дизейблов и АоЕ, а также перераспределение ресурсов. Карта утратила зимний фон и снова стала зеленой, а новым персонажем стал популярный принц Артас из новой кампании Warcraft III: The Frozen Throne.
Со временем мета 6.20 стала новой стабильной версией (точнее, это была уже 6.27b), на которой проводились первые лиги и турниры. IceFrog поправил баланс, исправил баги, и к весне 2006 DotA вновь стала интересной и привлекательной. Игроков становилось все больше: в том числе и тех, кто хотел соревноваться с другими на постоянной основе.
Хотя это было не так просто, учитывая все проблемы Доты в первые годы. Так тот период вспоминает Lost:
Дмитрий LighTofHeaveN Куприянов:
«Играли пик-мод, банов тогда не было. Выбирать можно было героев только из своей таверны. Балансом тоже не пахло: при равном уровне игры почти все выигрывал Свет, потому что у них были одни из самых сильных героев на тот момент.
Варианты у всех были свои, например на MYM Pride Defending за свет очень многие любили брать в качестве героя поддержки Keeper of the Light, мы же в свою очередь брали минера и многих удивляли данным персонажем».
Зарождение киберспорта
Первые кланы по DotA стали появляться в конце 2004 года, тогда же прошли первые матчи с участием игроков из разных кланов. Китайские игроки сражались против Тайваня, американские дотеры часто устраивали полноценные ивенты. В Европе одной из сильнейших считалась наша SAY_PLZ.
Победители MYM Pride Defending Lost и NS пришли в команду позже остальных. Ярослав, к примеру, стал частью клана в середине 2005, когда SAY_PLZ уже стали довольно известными за пределами России.
Ярослав NS Кузнецов:
«Его создали несколько студентов из Москвы и несколько весельчаков из Англии: честно сказать, даже не знаю, где и при каких условиях они познакомились. Московская тусовка искала себе новых перспективных игроков, а я оказался одним из них. Познакомился в Интернете — они просто позвали меня как-то раз вместе поиграть, а потом и в команду».
Lost появился уже в 2006 году: тогда его называли одним из сильнейших игроков Европы. В клане были довольны, особенно учитывая последние неудачи на Dota League.
Дмитрий LighTofHeaveN Куприянов:
«Моей первой командой на LAN были знакомые с района. Лидером был Костя — благодаря его энтузиазму и стараниям я и доехал до турнира. Там я хорошо себя проявил, и мне сразу предложили играть в SAY_PLZ
Я врывался в уже в готовый коллектив, где ребята очень хорошо знали и уважали друг друга. Кажется, они учились в одном институте, но это не точно».
При изучении старых форумов и сохранившихся блогов кажется, что турниров было более чем достаточно. LANы в клубах, онлайн-лиги в самой Доте. Во второй половине 2005 Дота впервые появилась на крупных киберспортивных фестивалях: например, Asus Summer 2005 и WCG 2005 в Сингапуре.
Но LighTofHeaveN вспоминает: в действительности ивентов было не так много. Призовые были большой редкостью, поэтому вся система (если ее можно так назвать) держалась на энтузиазме игроков. Согласен с ним и другой игрок SAY_PLZ.
Ярослав NS Кузнецов:
«Были исключительно подвальные турниры "за сиську Жигуля". Точнее, турниры, где ты платишь взнос 1000 рублей и забираешь 10000 за первое место, то есть призовой формировался из взносов участников. Проводилось это все в маленьких компьютерных клубах, зрители — какие-то сомнительные люди с пивом прямо за твоей спиной».
MYM Prime Defending: начало
Первый турнир от Meet Your Makers, как планировалось, должен был стать глобальным онлайн-событием для всех игроков. Организаторы подготовили сетку на выбывание для 16 команд, которые захотят принять участие в турнире. Но желающих оказалось в четыре раза больше — выявить сильнейшего на MYM Prime Defending захотели лучшие кланы Европы, России и Америки. Даже несмотря на то, что главным призом были всего пять игровых мышей.
Ярослав NS Кузнецов:
«До этого турниров, на которых играли команды с разных частей Света, никто не проводил. Но, само собой, стоит понимать, что масштабностью там и не пахло. Вспомнить хотя бы призовой фонд».
На некоторых форумах можно встретить упоминания, что MYM Prime Defending называли «чемпионатом мира»: лучшие команды, внимание всего комьюнити и последующий рост популярности игры в целом. Хотя были и другие турниры, успех этого ивента зародил целую серию крутых онлайн-ивентов, на которых потом побеждали Loda и Maelk, ARS-ART и Drayich, Vigoss и Merlini. На турнирах от MYM одними из первых появились денежные призы.
Из истории клана SAY_PLZ (блог NS на prodota):
«"Небольшой", по планам MYM, турнир разросся с 16 до 64 команд и собрал 90% всех самых сильных команд мира: лучшие команды Америки, Европы и России схлестнулись в баталии за мышки. Но, конечно же, на кону лежали не мышки, а негласное звание чемпиона мира, ведь этот турнир был первым поистине международным».
Основными фаворитами турнира перед его началом считались: американская Apex, в Европе надеялись на Dancing Ponies из Болгарии и скандинавскую tG. Тогда нашему клану SAY_PLZ удалось удивить всех: LighTofHeaveN, Hao, PRO, Fenya и NS смогли уверенно пройти всех соперников. Прежде всего, за счет понимания меты.
Дмитрий LighTofHeaveN Куприянов:
«Тогда в SAY_PLZ играли люди, которые очень хорошо понимали игру. Может быть, мы были не самыми лучшими кликерами, но мета была найдена и прощупана достаточно хорошо. Игры за Свет и Тьму игрались одними и теми же героями. Мы были похожи на Брюса Ли, изучившего один и тот же прием 10000 раз».
Ярослав NS Кузнецов:
«У нас был уже очень недурный соревновательный опыт за счет подвальных турниров и двух турниров Asus Open, которые успели уже пройти до того момента. У нас были конкретные стратегии, какие-то идеи как добиться успеха именно командой. Думаю это и принесло нам успех».
В финале команде из России противостояли те самые Apex, но заокеанский клан так и не забрал ни одной карты, хотя оказал достойное сопротивление. 2:0, яркая победа в финале и негласное звание чемпионов Доты в начале 2006 года. Игра, как говорят, была очень красивая: но история не сохранила для нас ни записей, ни блогов на эту тему, ни даже пиков героев и какой-либо статистики. Даже ники сохранились лишь у команд из топ-4.
Сейчас все изменилось: топовые команды готовы к борьбе за миллионы долларов, а каждый их шаг (в Доте и за ее пределами) отслеживают и записывают тысячи людей. Теперь это одна из самых популярных игр и киберспортивных дисциплин в мире. Но важно помнить, что ничего этого не было бы без MYM Pride Defending, SAY_PLZ и других участников тех событий. Спасибо за Доту!
1 комментарий