Разработчики по-разному интерпретируют преисподнюю, и за все время существования игровой индустрии появилось немало проектов, способных сделать ад не только красивым, но и эстетичным. Где-то это арена для бесконечной бойни, а где-то он предстает как место для черного юмора. В этой подборке расскажем о тех играх, где аду уделено ключевое внимание.

Scorn

Визуальный шедевр, который довольно тяжело назвать полноценной игрой. Персонаж просыпается в пустыне, вылезая из органического кокона, и попадает в заброшенный город-механизм, полный гниющей плоти, костей и ржавого металла.

Ад в Scorn не полагается на скримеры, а генерирует медленный саспенс. Здесь мир, где машины из плоти издают «хлюпающие» звуки, а паразит на спине героя постепенно деформирует его тело. Визуальная эстетика — это сильнейшая сторона игры.

Scorn

Нижние уровни, зараженные паразитами, напоминают дно океана из плоти, а верхние — холодные, каменные храмы с сексуализированными статуями. В TheGamer отмечают, что этот ад «прекрасно отвратителен», а провокационные образы, вроде рук, копающихся в животе героя, будут преследовать впечатлительных геймеров даже во сне. И они правы.

Паразиты здесь формируют архитектуру, переплетаясь в лозы и кучи, создавая ощущение пока что живого, но умирающего мира. Scorn предлагает медленный, созерцательный ужас, где красота и отвращение идут рука об руку.

Интересное про игру

Кому подойдет и нет

goodЦенители атмосферных игр
Уникальная и завораживающая атмосфера мрачного биомеханического мира
goodЛюбители динамичных шутеров
Медленная, неуклюжая боевая система с ограниченным запасом боеприпасов
Особенности игры

graphicsВизуальный стиль и атмосфера
85
graphicsГоловоломки
70
graphicsБоевая система
65
graphicsКороткая продолжительность
60
graphicsОтсутствие явного сюжета
55
graphicsЗвуковое оформление
50
graphicsВдохновение работами Гигера и Бексинского
45
graphicsБиомеханическая эстетика
40
Интересные факты

Игра полностью обходится без диалогов, текста и явных объяснений, полагаясь на визуальное повествование
Scorn разрабатывалась маленькой сербской студией Ebb Software в течение 8 лет и пережила несколько краудфандинговых кампаний
ЕЩЕ БОЛЬШЕ О SCORN

Hellbound

Игра создана в дань уважения классическим FPS 90-х, таким как DOOM, Quake и Duke Nukem 3D. Геймер берет под свое управление персонажа Hellgore — огромного, грубого вояку, вынужденного сражаться с ордами демонов, чтобы отомстить за уничтоженное человечество.

Уровни здесь построены по принципу арен. После того, как вы зачистите локацию, можно двигаться дальше. Правда, дизайн уровней здесь слишком простой, а одним из главных минусов игры можно назвать повторяющихся врагов.

Hellbound

Как и в старых шутерах, история подается через короткие текстовые вставки и катсцены, без глубокого повествования. Враги в Hellbound, к сожалению, не блещут интеллектом. Противники либо бегут прямо на игрока, либо стоят на месте.

Помимо основной кампании, которая проходится за 60-90 минут, здесь есть режим выживания. Для любителей хардкорных челленджей он действительно может вызвать интерес, поскольку основная часть игры кажется сыроватой.

Steam

Пополнение Steam

ПОПОЛНИТЬ
Деньги поступят в течение 1 минуты

Интересное про игру

Кому подойдет и нет

goodФанаты классических шутеров 90-х
Игра целенаправленно воссоздает атмосферу и геймплей классических шутеров в духе Doom и Quake
goodИгроки, ожидающие продолжительный опыт
Основная кампания проходится за 2-3 часа, что многие считают слишком коротким для полной цены
Особенности игры

graphicsКороткая продолжительность игры
80
graphicsСтиль шутера 90-х
60
graphicsГеймплей
55
graphicsЦена
40
graphicsОружие (ограниченное разнообразие)
35
graphicsГрафика
30
graphicsТехнические проблемы
25
graphicsСложность
20
Интересные факты

Игра начинается с провокационного предупреждения о том, что "некоторые могут найти игру слишком сложной"
Самый низкий уровень сложности в игре называется "noob", а самый высокий - "old school"
ЕЩЕ БОЛЬШЕ О HELLBOUND

Metal: Hellsinger

Действие разворачивается в восьми кругах ада, где игрок сражается с демонами под хэви-метал саундтрек. Геймер управляет полудемоном-получеловеком по имени The Unknown, одержимым жаждой мести. Цель — добраться до Красного Судьи, правителя ада, чтобы вернуть свой голос и свергнуть его.

Визуальный стиль Metal: Hellsinger вдохновлен обложками метал-альбомов, но критиковался за серо-коричневую палитру, недостаточно яркую по сравнению с Doom или альбомами хеви-металл группы Iron Maiden.

Metal: Hellsinger

Ключевая особенность Metal: Hellsinger в том, что атаки в ритм музыки наносят больше урона. Прицел-метроном помогает попадать в такт. Чем дольше игрок держит ритм, тем выше множитель урона, в это же время саундтрек становится насыщеннее — добавляются бас, гитары и вокал.

Другие действия вроде перезарядки или уклонения, тоже можно синхронизировать с ритмом для бонусов. Игру называют «любовным письмом» фанатам Doom и метала, но ее нишевость может не всем зайти, особенно если игроки не любят тяжелую музыку. Но раз вы читаете эту статью... разве вы не любите металл?

Steam

Пополнение Steam

ПОПОЛНИТЬ
Деньги поступят в течение 1 минуты

Интересное про игру

Кому подойдет и нет

goodФанаты метал-музыки
Потрясающий саундтрек от известных метал-исполнителей, включая Serj Tankian (System of a Down), Randy Blythe и других звезд жанра
goodПротивники метал-музыки
Вся игра построена вокруг тяжелой металлической музыки, которая является центральным элементом геймплея
Особенности игры

graphicsМузыка
75
graphicsГеймплей
70
graphicsРитм-механика
65
graphicsАтмосфера
50
graphicsОружие
45
graphicsСложность
40
graphicsРеиграбельность
35
graphicsСюжет
30
Интересные факты

Вокал в саундтреке слышен только при максимальном множителе (х16), что мотивирует игроков поддерживать высокую точность и темп
В игре участвуют вокалисты из System of a Down, Arch Enemy, Dark Tranquility, Jinjer, Lacuna Coil и других известных метал-групп
ЕЩЕ БОЛЬШЕ О METAL: HELLSINGER

Afterparty

Совсем нетипичная игра про жизнь в аду. Геймер управляет персонажами Майло и Лолой, которые путешествуют по адским островам, чтобы попасть на вечеринку Люцифера и вызвать его на соревнование по выпивке. Ведь это единственный способ выбраться из ада.

Геймплей строится на диалогах и мини-играх. Выборы в разговорах дополняются уникальной механикой: перед диалогом можно выпить коктейль, который добавляет новые варианты ответов. Например, «Жидкая смелость» делает героя уверенным, а другие напитки превращают его в пирата или романтика, что приводит к забавным репликам.

Afterparty

Здесь ад представлен в виде бюрократического мира с офисными часами и ночными тусовками. Ровно в 18:00 пыточные мельницы и выдавливатели глаз отключаются, а демоны и грешники отправляются в бары.

Такой ад — сатирическая смесь ночной жизни и бюрократии, где есть даже аналог Twitter под названием Bicker. Демоны с горящими глазами и ртами жалуются на парковочные места, а коктейли с адскими ингредиентами подаются в барах. Саундтрек варьируется от панк-рока до электроники. Попробуете?

Интересное про игру

Кому подойдет и нет

goodЛюбители повествовательных игр
Игра фокусируется на истории и диалогах с минимальным геймплеем
goodИгроки, ожидающие активного геймплея
По сути это "симулятор ходьбы" с минимумом интерактивности
Особенности игры

graphicsСюжет и повествование
90
graphicsГолосовая актерская игра
75
graphicsХудожественный стиль и визуал
70
graphicsБаги и технические проблемы
65
graphicsДиалоговые опции и выбор
60
graphicsСистема выпивки и диалогов
55
graphicsМини-игры
50
graphicsМедленное передвижение персонажей
45
Интересные факты

В игре есть несколько концовок, зависящих от выбора игрока, но основной сюжет остаётся линейным
Напитки, которые выбирает игрок, влияют на доступные диалоговые опции, добавляя разные тона разговора
ЕЩЕ БОЛЬШЕ О AFTERPARTY

Devil Daggers

Сюжет как таковой в Devil Daggers практически отсутствует. Игрок начинает в темной комнате, где подбирает магический кинжал, после чего переносится на плоскую платформу, окруженную бесконечными ордами демонов. Цель — продержаться как можно дольше.

Всего в Devil Daggers 13 видов демонов, от летающих черепов до гигантских костяных многоножек. Врагов появляется фиксированное количество, давая возможность игроку запоминать волны и вырабатывать новые стратегии. Сложность нарастает, а через какое-то время арена становится переполненной.

Devil Daggers

После смерти время записывается в глобальную таблицу лидеров, где можно посмотреть повторы лучших игроков, изучая их техники. Это мотивирует совершенствоваться. Визуальный стиль вдохновлен играми 90-х. Здесь используются низкополигональные модели, нефильтрованные текстуры, эффект «джиттера» (или дрожания полигонов) и искажения текстур.

В этой игре даже минута ощущается как вечность из-за безумного темпа. Средний игрок редко переживает больше 60 секунд, а преодоление этого порога считается достижением. При этом на поздних стадиях экран заполняется врагами настолько, а и из-за ретро-графики становится трудно разобрать происходящее.

Интересное про игру

Кому подойдет и нет

goodЛюбители сложных испытаний
Игра предлагает крайне высокий уровень сложности с постоянным ощущением прогресса
goodНетерпеливые игроки
Требует многочасовой практики и готовности бесконечно повторять попытки
Особенности игры

graphicsСложный геймплей
75
graphicsВысокий скилл-кэп
55
graphicsПростая механика
45
graphicsАдреналиновый экшен
40
graphicsКачественный звуковой дизайн
35
graphicsТаблица лидеров
30
graphicsОдно главное достижение (500 секунд)
30
graphicsМинималистичный стиль
25
Интересные факты

Единственное достижение в игре требует выжить 500 секунд, что удалось менее чем 1500 игрокам
Игра вызывает сильную зависимость — многие игроки упоминают, что не могут перестать делать "ещё одну попытку"
ЕЩЕ БОЛЬШЕ О DEVIL DAGGERS

Clive Barker's Jericho

Авторы Clive Barker's Jericho предложили необычный концепт повествования игры. Уровни разделены на исторические периоды (Аль-Хали, Вторая мировая война, Крестовые походы, Римская империя, Шумер). История Jericho вращается вокруг Первенца (The Firstborn) — существа, созданного Богом до Адама и Евы, но отвергнутого и заточенного в измерении The Box или Pyxis.

Он жаждет вырваться и уничтожить человечество, используя людей как марионеток. Для этого он создает разломы в реальности. В центре сюжета — отряд «Иерихон», элитное подразделение Департамента оккультной войны США, состоящее из семи бойцов с паранормальными способностями.

Clive Barker's Jericho

Дизайн локаций вдохновлен классическими образами ада Баркера, с демонами, жертвоприношениями и оккультной символикой. Уровни, особенно на поздних этапах, очень напоминают ад из Hellraiser с его извращенной эстетикой.

Игра получила смешанные отзывы (63 балла на Metacritic). Профильная пресса хвалила стиль Баркера, визуальные эффекты, но критиковала игру за линейность, слабый ИИ и слишком резкий финал, оставляющий игроков без ответов.

Фанаты Баркера и поклонники жанра хоррор ценят игру за атмосферу и историю. Многие считают ее недооцененной из-за недоработок и технических багов. Ранее ходили слухи о сиквеле, но он так и не вышел, а игра была удалена из Steam, возможно, из-за проблем с лицензированием имени Баркера.

Dante’s Inferno

Основанная на первой части «Божественной комедии» Данте Алигьери, игра переносит игрока в девять кругов ада, где крестоносец Данте сражается, чтобы спасти душу своей возлюбленной Беатриче.

Ключевой элемент геймплея кроется во взаимодействии с историческими личностями, такими как Понтий Пилат или Франческа да Римини, которых Данте встречает в кругах. В Dante’s Inferno ад — это многослойный кошмар, где каждый круг отличается новыми типами врагов.

Dante’s Inferno

Данте здесь представлен как воин-крестоносец, вооруженый двумя основными орудиями. Коса Смерти отобрана у самого Жнеца, а святой крест подарен Беатриче. Коса — основа ближнего боя, позволяющая выполнять комбо, разрубать врагов и проводить добивания. Крест служит для дальних атак, испуская священные лучи.

Минус Dante’s Inferno в том, что к концу игра теряет оригинальность из-за повторяющихся врагов и бэктрекинга (вынужденного прохождения одних и тех же локаций арены), а финал с Люцифером кажется слишком разочаровывающим, намекая на несостоявшийся сиквел.

Agony

Хоррор от первого лица, разработанный польской студией Madmind Studio. Действие игры происходит в кошмарной версии ада, вдохновленной мрачной эстетикой Клайва Баркера, художника Ганса Руди Гигера и картинами Здислава Бексиньского.

Игрок управляет душой грешника по имени Нимрод, которая оказывается в аду без воспоминаний о своем прошлом. Цель — выбраться из преисподней, раскрыв тайну своего пребывания там. Ключевой фигурой является Красная Богиня, загадочная и пугающая сущность, которая, возможно, знает путь к спасению.

Agony

Изначально Agony планировалась с еще более шокирующим контентом вроде сцен с насилием и сексом, но из-за рейтинговых ограничений часть контента вырезали. Позже на ПК вышла Agony Unrated, где часть вырезанных сцен вернули.

Для широкой аудитории игра осталась нишевой. Madmind Studio учла критику, выпустив в 2021 году Succubus и анонсировав сразу несколько других проектов, и для большей части геймеров Agony осталась спорным экспериментом.

Серия Diablo

Blizzard попыталась представить обитателей ада не только как ужасных врагов. Демоны, такие как Андариэль, Баал или Лилит в серии представлены не просто как боссы, а как полноценные личности со своими целями и мотивацией.

В серии Diablo на ад предлагают посмотреть немного с философской точки зрения, исследуя такие понятия, как грех, искушение и свободу воли. Это настоящее сердце всей мифологии франшизы. А для поклонников мрачных RPG это еще и путешествие, которое не хочет отпускать.

Diablo IV

И дело не только в гринде, но и в самой эстетике, которую Blizzard удачно передала. Здесь ад представлен как полноценная часть вечного конфликта, где силы зла постепенно погружают геймера в отчаяние.

В первой части он вызывает клаустрофобию, а к сиквелу градус эпичности чуть увеличивается, в триквеле его попытались сделать кинематографичными, а к четвертой части — живым и открытым, сместив акцент на MMO-элементы.

Серия DOOM

Серия DOOM берет начало с 1993 года, и за все время существования студия id Software сделала ад культовым элементом видеоигр, превратив его из абстрактной концепции в арену для эпичных сражений и довольно комплексную вселенную. И если в оригинальной трилогии тематике лора уделялось не так много внимания, все изменилось в 2016 году.

В DOOM (2016) лор раскрывается через кодексы, записки и окружение. Ад — это параллельное измерение, питающееся энергией Аргента, добываемой из душ людей. Локации здесь органично меняются с огненных пустошей на готические храмы с акцентом на биомеханическую архитектуру.

DOOM (2016)

DOOM Eternal уже отвечает на вопросы: кто управляет адом, как он возник, почему он угрожает мирам. Катсцены и диалоги (например, с Вегой или Самуэлем Хайденом) уже создают более целостную картину. В конце концов серия вырастает в нечто более масштабное, делая игрока частью грандиозной войны.

Пожалуй, именно DOOM стала родоначальником игр в сеттинге ада, фактически популяризировав эту эстетику и заложив тренд, отклик которого будет ощущаться буквально десятилетиями. А наследие id Software вдохновляет игровые студии даже сейчас.


Ад в играх сегодня — это полноценный и мощный нарративный инструмент. Он может пугать, как в Scorn, или даже заставлять смеяться над абсурдностью загробного мира, как в Afterparty. Каждая игра находит свой способ показать преисподнюю, а игрокам теперь есть, из чего выбирать.

Заглавное фото: kepler-interactive.com