После триумфального успеха Silent Hill 2 Remake польская студия Bloober Team решила не почивать на лаврах, а взяться за собственный амбициозный проект. Изначально Cronos: The New Dawn выглядел как смелая попытка создать нечто уникальное в жанре survival horror.

Насколько удачной оказалась идея скрестить научную фантастику с характерной для студии атмосферой саспенса? В этом материале мы подробно разберем историю создания главного хоррора года (а может, и последних нескольких лет).

Начало работы над игрой

Первый трейлер

История создания Cronos: The New Dawn началась еще во время пандемии COVID-19, которая, как ни странно, положительно повлияла на студию. По словам разработчиков, именно в этот период команда смогла сосредоточиться на создании чего-то принципиально нового.

Ключевой концепцией игры должно было стать путешествие во времени. В роли протагониста выступал некий Путник, который работает на таинственную организацию «Коллектив». Героя отправляют на миссию под названием «Призвание». И здесь мы подходим к ключевой сюжетной концепции Сronos: The New Dawn.

Путнику нужно находить временные разломы и возвращаться в 1980-е годы в Польшу, чтобы собирать души важных людей, погибших во время катастрофы, называемой «Изменением». Уже что-то более свежее в череде футуристичных хорроров, правда?

Анонс в 2024 году

Когда Cronos: The New Dawn был впервые представлен публике в 2024 году, реакция сообщества была неоднозначной. После успеха ремейка Silent Hill 2 ожидания от Bloober Team значительно возросли. Многие фанаты хотели увидеть продолжение работы с классическими хоррорами, но вместо этого получили совершенно новую IP в научно-фантастическом сеттинге.

Скептицизм некоторых журналистов постепенно сменился заинтересованностью, когда стали появляться более подробные материалы об игре. Особенно впечатлил визуал, где разработчики умудрились вобрать элементы восточноевропейского брутализма с ретро-футуризимом. Подправленная концепцией боди-хоррора.

Первый геймплей

А вот первый показ геймплея состоялся на Future Games Show во время GDC 2025, где студия продемонстрировала основные механики игры, включая путешествие объектов во времени и необычную систему слияния сирот. Это когда двое или более врагов превращаются в одного побольше, вынуждая вас нервничать и ругаться одновременно. Но об этом попозже.

Что интересно, общий бюджет на разработку составил менее 100 миллионов злотых, что в переводе на американскую валюту составил 27,4 миллиона долларов. Для современных AAA-проектов это относительно скромный показатель, но этого хватило, чтобы удивить игроков.

Как правильно пугать

Cronos: The New Dawn легко можно назвать страшной. Это стало понятно после выхода первого трейлера. Но ее подход отличается от предыдущих работ Bloober Team. Если в Layers of Fear и Silent Hill 2 акцент делался на психологическом напряжении, то здесь студия часто делает ставку на элементы боди-хоррора.

Хотя, саспенс никуда не делся, просто теперь он разбавлен откровенно жуткими сценами с сотнями человеческих трупов, слившихся в одну органическую субстанцию. Порой ей покрыты десятки квадратных метров локаций. И каждый раз к такой концентрации мертвых тел сложно привыкать.

Уникальность Cronos: The New Dawn в том, что игра постоянно переключается между двумя эпохами. Мрачное постапокалиптическое будущее контрастирует с относительно спокойной Польшей 1980-х. Это создает вполне работающий психологический эффект. Потому что ты своими глазами видишь, как из светлого прошлого вырастет тот кошмар, в котором сейчас приходится выживать.

Советские панельки, но в постапокалиптическом будущем, где бетонные блоки летают в воздухе вместе со многими элементами интерьера вроде торшеров, виниловых проигрывателей и проводных телефонов. И все это обернуто в какую-то жуткую картинку, где на стенах прилипли истерзанные куски живой субстанции.

И все это обыграно потрясающей игрой света и тени, которую выдает движок Unreal Engine. Местами картинка начинает напоминать чуть ли не снафф-видео конца прошлого века. Настолько правдоподобно Bloober Team передала атмосферу советского прошлого ближнего СНГ.

Именно этот симбиоз далекого постапокалиптического будущего вместе со знакомой любому читателю атмосферой эпохи 80-90х с ее старыми автомобилями, неказистыми детскими площадками, подъездами, идентичными кухнями, коврами на стенах и крохотными ванными комнатами дают игре самобытный почерк.

За такую картинку надо будет отдать несколько тысяч долларов на апгрейд

Конечно, такая красота требует жертв, и чтобы созерцать этот интерактивный шедевр, потребуется мощный ПК. Ну или хороший облачный сервис, позволяющий разменять пару-тройку баксов за игровую сессию, дабы не тратиться на компьютер стоимостью тысячу-другую долларов (мы только что раскрыли вам небольшой лайфхак, как играть «здесь и сейчас без дорогих апгрейдов»).

Традиционно сильной стороной Bloober Team здесь стало звуковое сопровождение. Саунд остается одним из главных инструментов создания напряжения. Разработчики умело вплели dark-synthpop мотивы в хоррор, действие которого разворачивается в будущем. И все это в постсоветском постапокалиптическом сеттинге.

Учись стрелять, иначе тебя съедят

Курс молодого бойца от Bloober Team

Одним из самых наиболее обсуждаемых аспектов Cronos: The New Dawn стала боевая система. В отличие от предыдущих проектов студии, где бои были минимальны или отсутствовали вовсе, здесь Bloober Team решили оторваться за все прошлые работы студии.

Вся боевая механика построена вокруг одного принципа: нужно зажимать кнопку стрельбы, чтобы зарядить выстрел. Обычные выстрелы в пистолете едва щекочут врагов и только тратят драгоценные патроны. Заряженные выстрелы тратят столько же боеприпасов, но наносят разрушительный урон по сравнению с обычными.

Этим мы будем убивать сирот

В вашем распоряжении несколько видов оружия. Сначала дадут пистолет, дробовик и огнемет. Огнемет особенно эффективен против бронированных противников, а еще с его помощью можно поджечь взрывные канистры, чтобы оглушить врага и получить возможность попасть в уязвимые места. Или просто сжечь за собой пару трупов, чтобы избавить себя от возможной головной боли в будущем.

Нет, стрельбу здесь нельзя назвать провальной. Оружие хорошо чувствуется в руках и в целом очень органично вписывается в сеттинг. Проблема в том, что перестрелки становятся однотипными уже ко второму часу игры. Более того, на первых шагах разработчики заставят вас хорошо пострадать. И сделают они это очень эффективным, но неприятным способом — создав искусственный дефицит патронов.

Страшно, вырубай

Первые бои вы будете буквально экономить каждый боеприпас. Впереди появился новый противник, а у вас четыре патрона? Не проблема, скажите спасибо, что не два. И убиваются они в лучшем случае за четыре попадания, и то если стрелять заряженными выстрелами. Если нет — то все пять или шесть. Из-за этого игра вынуждает обыскивать каждый угол, каждый сантиметр постсоветских разрушенных квартир. Потому что иначе не выжить.

Но уже через пару часов на уровнях начнется часто попадаться всякий мусор. Из него вы сможете делать патроны для пистолета, ремкомплекты и гильзы для огнемета (с его помощью можно эффективно сжигать трупы, чтобы предотвратить слияние врагов). Вдобавок в точках сохранений вы сможете продать найденный лут и купить патронов в местном раздатчике. Просто будьте готовы пострадать, потом будет легче.

Что по врагам?

Больные порождения больных умов дизайнеров?

В мире Cronos: The New Dawn царит настоящий бестиарий ужаса. Основную угрозу здесь представляют «сироты» (Orphans), существа, появившиеся после катастрофы, которая уничтожила человечество. Но назвать их обычными зомби будет не совсем правильно.

В некоторых локациях появляются специальные враги — уникальные создания с особыми способностями. Самые неприятными принято считать бронированных «сирот третьего уровня». Они покрыты щупальцами, которые действуют как броня, из-за чего пули от них просто отскакивают.

Но самое страшное — это способность врагов сливаться друг с другом прямо на ваших глазах. Этот процесс можно прервать, если успеть, но если промедлить, перед вами появится врага с усиленными показателями брони и атаки.

Все босс-файты следуют одной схеме. Враги представляют собой более живучие версии обычных противников, которые наносят больше урона. Тактика проста — вы заманивать их к взрывчатым бочкам или канистрам, а потом подрываете, чтобы оглушить на долю секунды, и выстрелить в светящуюся уязвимую зону. Повторять, пока патроны не кончатся.

Как облегчить себе жизнь

Через верстаки. Bloober Team решила не изобретать велосипед с крафтингом, но и не упрощать его до какого-то примитивного уровня. Поэтому у них получилась система, которая выглядит привычной для представителей жанра survival horror, но при этом не перегружает игрока излишней сложностью.

В отличие от современных игр жанре, дающих игрокам возможность скрафтить полсотни видов палок и еще столько же модификаций к ним, в Cronos: The New Dawn всего восемь категорий предметов. Звучит скромно, но на деле их ровно столько, чтобы не создавать ощущение мусорного крафта ради галочки.

Снова страшно...

Как и положено в хорошем хорроре, места в рюкзаке катастрофически не хватает. Материалы можно складывать в стеки, но слотов все еще будет очень мало. Чтобы расширить место в слотах, необходимо тратить внутриигровую «валюту» в виде ядер. Из-за этого у игрока возникает постоянная дилемма — потратить ядра на увеличение места для хлама или оставить его на что-то более важное?

Стартовые шесть слотов в инвентаре — это просто издевательство. Пистолет и дробовик с патронами займут четыре слота. Добавьте канистру для огнемета и аптечку, и вы заполнены. Поэтому первое, во что ОЧЕНЬ рекомендуется вкладывать ядра улучшений, так это в слоты инвентаря.

Вам нужно будет следить за обстановкой вокруг. Осведомленность об окружающей среде жизненно важна для выживания. Нужно постоянно искать взрывчатые бочки, контейнеры с ресурсами, укрытия и пути отступления. В первые часы игры это может расстраивать, потому что материалов и патронов всегда не хватает.

Кто-то уже называет Cronos лучшим хоррором новой декады. И мы с этим согласны

Cronos: The New Dawn показывает, что восточноевропейские разработчики легко могут создавать игры, мирового уровня, при этом не задействуя огромных бюджетов, которые вкладывают их западные коллеги. Bloober Team удалось создать проект, который, несмотря на недостатки, легко может заработать собственное имя в жанре футуристичных хорроров.

Для кого-то Cronos: The New Dawn — просто смелый эксперимент, не способный достигнуть того уровня кинематографичности, который показывают новые части Resident Evil. Но она определенно удовлетворит (с лихвой!) потребности любителей жестоких хорроров. При условии, что они смогут выдержать ее, порой, затянутые столкновения с сиротами.

Источник: скриншот CQ.ru