Видеоигры можно воспринимать по-разному. Игроки приходят в них за новым опытом, а для разработчиков это полноценный полигон для экспериментов и «обкатки» технологий. В погоне за возможностью подарить новый экспириенс девелоперы порой создавали совершенно нестандартные виды контроллеров.
Некоторые из них опередили свое время на десятилетия. Какие-то, напротив, провалились, не найдя поддержки в виде нужного количества поддерживаемых игр. В этой статье расскажем про самые известные.
Nintendo Zapper (Light Gun)
- Платформа: Nintendo Entertainment System
- Дата выпуска: 1985
Тот самый световой пистолет для охоты на уток в Duck Hunt. Сама технология существовала с 1970-х годов в аркадных автоматах, а Nintendo адаптировала ее для телевизоров. Но как это работало в техническом плане?
Пистолет содержал фотодиод, который улавливал вспышку света с экрана телевизора. При нажатии на курок экран на доли секунды становился черным, а затем в месте мишени появлялся белый квадрат. Если датчик улавливал свет в нужный момент, игроку засчитывалось попадание.
Для Nintendo выпуск Zapper стал огромным коммерческим успехом. Параллельно Duck Hunt стала одной из самых узнаваемых игр NES, продавшись тиражом более 28 миллионов копий. Сам пистолет стал полноценным культурным символом игровой индустрии 1980-х. И до сих пор он остается одним из самых запоминающихся игровых аксессуаров, который копировали даже для Dendy.
Power Glove
- Платформа: Nintendo Entertainment System
- Дата выпуска: 1989
Футуристическая перчатка с датчиками движения, которая должна была произвести революцию в управлении. На практике оказалась крайне неточной, из-за чего провалилась финансово. Зато стала культовым символом 80-х.
Перчатка была разработана компанией Mattel по лицензии Nintendo для NES. Она создавалась как футуристический способ управления играми с помощью жестов рук. При ее разработке явно вдохновлялись научно-фантастическими фильмами эпохи.
Power Glove использовала ультразвуковые передатчики на пальцах и приемники на телевизоре для отслеживания движений руки в 3D-пространстве. Также оснащалась традиционными кнопками на запястье, включая крестовину. Правда, в итоге все равно вышел полный коммерческий провал.
Технология работала из рук вон плохо. Задержка отклика составляла несколько секунд, из-за чего игры становились практически неиграбельным. Вдобавок Power Glove поддерживала всего два проекта, которые разработали специально для нее: Super Glove Ball и Bad Street Brawler. Зато перчатка приобрела культовый статус благодаря фильму «Волшебник» (1989) и фразе «I love the Power Glove. It's so bad».
R.O.B. (Robotic Operating Buddy)
- Платформа: Nintendo Entertainment System
- Дата выпуска: 1985
Как мы видим, для NES дополнительные навороты разрабатывали весьма активно. Полноценный робот-компаньон вышел аж в 1985 году! Nintendo придумала R.O.B. как часть маркетинговой стратегии для выхода на американский рынок после краха видеоигровой индустрии 1983 года. 24-сантиметровый робот получал команды через вспышки на экране телевизора.
Он физически взаимодействовал с консолью, перемещал блоки, нажимал кнопки на специальной платформе. Маркетинговая миссия, поставленная Nintendo, была выполнена, и NES успешно вошла на рынок США.
Правда сам Robotic Operating Buddy поддерживал только две игры и быстро был забыт. В итоге имеем ценный коллекционный предмет, но не самый функциональный аксессуар. Позже R.O.B. стал персонажем в серии Super Smash Bros.
Sega Dreamcast Fishing Controller
- Платформа: Sega Dreamcast
- Дата выпуска: 1999
В один момент Sega решила создать максимально реалистичный контроллер для своего рыболовного симулятора Sega Bass Fishing. Получилась полноразмерная удочка длиной около метра с функциональной катушкой. Игроки могли реально «забрасывать» Fishing Controller движением назад-вперед и подматывать леску вращением катушки.
Гаджет стал неожиданно популярен, особенно в Японии. Многие покупали Dreamcast именно ради этой игры и контроллера. Имитатор удочки одним из самых запоминающихся аксессуаров для консоли. Рыболовные симуляторы с подобными контроллерами выпускаются до сих пор.
Виртуальные инструменты для Guitar Hero/Rock Band
- Платформы: консоли PlayStation, Microsoft и Nintendo
- Дата выпуска: 2005-2007 годы
Пластиковые гитары, барабаны и микрофоны превратили миллионы геймеров в виртуальных рок-звезд. Harmonix создала Guitar Hero в 2005 году, вдохновляясь японской игрой GuitarFreaks. А RedOctane производила гитарные контроллеры. Позже Harmonix перешла к созданию Rock Band с полным набором инструментов.
Технология была проста. Инженеры создали напоминающие реальные инструменты пластиковые аналоги с кнопками и датчиками наклона. Гитары оснащались пятью цветными кнопками и «струной для бренчания» в виде широкого тумблера. Барабанная установка Rock Band включала четыре пэда и педаль бас-барабана.
Это был феноменальный успех, а всего серия Guitar Hero принесла более двух миллиардов долларов дохода. Rock Band тоже стала многомиллиардной франшизой. Но почему такой успех? Потому что игры с такими контроллерами превратили обычных людей в рок-звезд, параллельно создав целую культуру домашних концертов.
Nintendo Virtual Boy
- Платформа: Nintendo Virtual Boy (отдельная консоль)
- Дата выпуска: 1995
«Портативная» VR-консоль на треноге с красно-черным дисплеем. Гунпей Йокои, автор Game Boy, хотел создать доступную VR-систему, но Nintendo торопилась выпустить продукт до появления конкурентов и проигнорировала рекомендации разработчика о доработке. И поплатилась за это.
Звучит странно: портативная консоль на непонятной подставке с двумя экранами, создающими стереоскопический эффект. Тогда это было очень модерново. Но устройство использовало только красные светодиоды из-за их дешевизны, что создавало монохромное красно-черное изображение, от которого быстро уставали глаза (сама Nintendo просила делать перерывы каждые 15 минут).
Да и портативности там не было: играть в Virtual Boy можно было только сидя, сгорбившись, чтобы уткнуться лицом в шлем.
Это был громкий провал. Один из самых больших провалов Nintendo. Продано всего 770 000 устройств из запланированных миллионов. Игроки жаловались на головные боли, боли в шее, тошноту, а поддержку получили всего 22 игры. Консоль была снята с производства через год.
Но в недавнем Nintendo Direct компания решила немного возродить классику. Подписчики Nintendo Switch Online + Expansion Pack смогут опробовать игры с Virtual Boy. Также выпустят держатель, в который нужно будет вставлять консоль. А если платить не хочется — можно будет собрать Virtual Boy из картона, официальная схема выйдет бесплатно.
Donkey Kong Bongos
- Платформа: GameCube
- Дата выпуска: 2004
Настоящие барабаны-конга с датчиками для серии игр Donkey Kong. В 2004 году Nintendo хотела расширить аудиторию GameCube более казуальными играми. Вдохновившись успехом ритм-игр в Японии, компания решила создать уникальный музыкальный контроллер.
Получилось сделать два барабана с чувствительными датчиками и встроенным микрофоном для распознавания хлопков в ладоши. Гаджет был беспроводным, работал на батарейках и в целом неплохо разошелся. Успехом, правда, это все равно не назовешь.
Серия Donkey Kong была популярна в Японии, но менее успешна на Западе. Конечно же, контроллер запомнился своей оригинальностью, что для Nintendo стало чуть ли не визитной карточкой. Сегодня это коллекционная редкость и еще одно доказательство творческого подхода японцев к играм.
Steel Battalion Controller
- Платформа: Xbox
- Дата выпуска: 2002
Гигантский контроллер с 40 кнопками, тремя педалями и джойстиками для симулятора меха. Как вам такое? В 2002 году менеджеры Capcom поняли, что хотят создать максимально реалистичный симулятор управления гигантским роботом. И решили, что стандартный контроллер не передаст ощущение сложности пилотирования боевой машины.
Получившийся Steel Battalion Controller вышел размером с небольшой стол. У него было 40 функциональных кнопок, две рукоятки (как в авиасимуляторе) стика, 3 педали, переключатели, дисплеи, даже кнопка аварийного выброса. А весил он около 11 кг. Так еще и стоил как сама консоль!
Игра с контроллером стоила $200. Продано всего около 100 000 комплектов. Steel Battalion Controller стал легендой среди хардкорных геймеров и коллекционеров. Конечно, геймплей с ним ощущался сложнее, но становился на голову более захватывающим для тех, кто освоил управление. Сейчас такие комплекты продаются за $500-1000.
Nintendo Balance Board
- Платформа: Nintendo Wii
- Дата выпуска: 2007
Весы, которые стали игровым контроллером. Благодаря им миллионы людей впервые начали заниматься спортом через видеоигры. Предыстория в том, что Nintendo искала способы расширить аудиторию Wii за пределы традиционных геймеров. Президент компании Сатору Ивата хотел создать продукт, который помог бы людям заботиться о здоровье.
Технология состояла из весов с четырьмя датчиками давления, точно измеряющих вес и центр тяжести пользователя. Они подключались к Wii по Bluetooth и выдерживали вес до 150 кг.
В итоге Wii Fit стала одной из самых продаваемых игр всех времен, разошедшись тиражом более 43 миллионов копий. Balance Board принесла фитнес в игровую индустрию и создала целый жанр exergaming (exercise + gaming). Многие люди впервые начали заниматься спортом дома именно благодаря этому устройству.
Microsoft Kinect
- Платформа: Xbox 360
- Дата выпуска: 2010
Microsoft разрабатывала технологию распознавания движений как ответ на успех Nintendo Wii с ее контроллерами с гироскопом. Первоначально проект назывался Project Natal в честь города в Бразилии, где один из разработчиков впервые увидел детей, играющих без игрушек. Его это очень тронуло, а позднее за прототипом закрепилось именно это название.
В 2010 технологию можно было назвать революционной. Здесь была RGB-камера, инфракрасная камера глубины и массив микрофонов. Система могла отслеживать движения целого тела, и даже распознавать лица и голосовые команды без дополнительных устройств.
Kinect даже попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый быстро продаваемый потребительский электронный гаджет. Компании удалось продать восемь миллионов единиц за первые 60 дней. Общие продажи достигли планки в 35 миллионов.
На старте Kinect был очень популярен, особенно среди казуальных игроков и семей. Но хардкорные геймеры отнеслись к нему скептически. Microsoft прекратила производство гаджета в 2017 году, но его технологии нашли применение в VR, робототехнике и даже медицине.
Источник: скриншот CQ.ru
Самые смелые эксперименты в игровой индустрии часто опережали свое время. Virtual Boy предвосхитил VR-революцию на два десятилетия, технологии Kinect сегодня используются в современных системах дополненной реальности, а идеи Power Glove воплотились в современных VR-контроллерах спустя 35 (!!!) лет.
Сегодня, когда VR-шлемы становятся нормой, а управление жестами интегрировано даже в смартфоны, такие гаджеты прошлого кажутся пророческими. Параллельно они стали напоминанием, что в игровой индустрии можно (а иногда и нужно) раздвигать рамки, параллельно не забывая, что пользовательский опыт и комфорт ставятся на первое место. Но на самом деле безумных контроллеров было намного больше, чем 10. Дайте знать, если хотите почитать и о других гаджетах.
Заглавное фото: скриншот CQ.ru
Читайте также:
- Топ-15 самых безумных проектов в Minecraft
- В Китае прошла конференция технологий и игр СhinaJoy 2025 — что показали?
- Денди, сега, джойстики и кассеты — какие игровые термины были «исковерканы» в России
- Когда выйдет Half-Life 3? Самые безумные теории и слухи
- Корейский киберпанк — как Stellar Blade переосмысливает постапокалипсис в играх
0 комментариев