Учитывая, что человек строит города без малого 12 тысяч лет, появление компьютерных игр, имитирующих этот процесс, закономерно. Сегодня жанр так и называют – градостроительный симулятор. Как обычно, копнем немного в историю, а потом пройдемся по лучшим представителям.

Первый градостроительный симулятор появился одновременно с первым коммерческим мини-компьютером. Компьютер назывался PDP-8, игра – Hamurabi. Произошло это в 1986 году. Симулятор был полностью текстовый, игрок выступал в роли правителя древневавилонского города – он мог покупать и продавать землю, обменивать ресурсы, развивать инфраструктуру.

Истинным основоположником жанра принято считать SimCity, выпущенный в 1989 году. Это был 2-мерный городской менеджер с массой сценариев. Например, можно было выбрать Бостон 2010 года и восстанавливать его после глобальной аварии на местной АЭС. Кстати, это была одна из первых игр с процедурно генерируемыми картами, то есть местность в сценариях никогда не повторялась.

В 1991 году выходит Civilization Сида Мейера, и все меняется. Это уже не в полной мере градостроительный симулятор, но строительство и развитие городов – основа геймплея. Дальше, вдохновляясь опытом первопроходцев, игры в этом жанре выходят лавинообразно. Сегодня их десятки – любой сеттинг, любые механики. Рассмотрим подробнее самые популярные.

SimCity

РазработчикMaxis

Год выхода: 2013

Это шестая часть одноименной франшизы, но называется она точно так же, как первая игра серии. На данный момент это последняя часть для ПК, после нее вышла только SimCity BuildIt, но она для мобильных гаджетов. Что примечательно: SimCity 2013 года – это единственная часть, в разработке которой не принимал участие Уилл Райт, основатель серии. Тем не менее, игра стала бестселлером – за полгода было продано 2 миллиона копий.

С точки зрения игровых механик перед нами классика – игрок получает права городского мэра, а вместе с правами – массу обязанностей. Управление мегаполисом подразумевает множеством аспектов – обеспечение ресурсами, организация инфраструктуры, повышение благополучия граждан. Мэру нужно разбираться и с прорванной канализацией, и с ростом преступности. Можно пойти в туризм и наполнять городскую казну за счет любителей достопримечательностей и белого песочка на чистых пляжах. Игра действительно масштабная, особенно с дополнением «Cities of Tomorrow», которое добавляет возможность строить футуристичные города. Причем в 2021 году играть в SimCity даже лучше, чем в 2013-м. Потому что исправлены две основные проблемы оригинала: падение серверов из-за DRM и ошибки в алгоритме симуляции, создававшие необоснованные пробки.

Sid Meier’s Civilization VI

Разработчик: Firaxis Games

Год выхода: 2016

Как понятно из названия, это шестая часть франшизы, и на сегодня – самая популярная. «Цивилизация» Сида Мейера несколько расширяет представление о градостроительном симуляторе, смещая упор на глобальную пошаговую стратегию. Тем не менее, игроку все равно нужно развивать города, просто менеджмент сосредоточен на мировой карте, а не в отдельной локации.

С точки зрения идеи и основных механик шестая «Цивилизация» дублирует предшественников: игрок выбирает нацию, лидера и начинает свой путь к мировому господству. Как и в случае с последней частью SimCity, разработчики по большей части просто подогнали свое детище под современные стандарты, добавив приятную графику и яркие спецэффекты. Есть и оригинальные фишки, например – выбор политического курса для государства, возможность победы за счет создания единой мировой религии, система «поводов для войны» с дипломатическими штрафами за агрессивные кампании. То есть все очень даже реально – глобальная война почти никогда не бывает выгодной. С выходом дополнений Rise & Fall (2018) и Gathering Storm (2019) игра обзавелась новыми плюшками. Теперь можно создать ООН, а сепаратисты могут отколоться в независимые города-государства.

Cities: Skylines

Разработчик: Colossal Order

Год выхода: 2015

Сегодня это один из самых популярных градостроительных симуляторов, хотя создала его не особо известная финская команда, у которой в портфолио помимо «Горизонтов» лишь две игры. Однако Скайлайнс действительно хорош. Настолько хорош, что дополнения и пакеты расширений выходят уже 5 лет и будут выходить дальше. В 2021 году игру планируют портировать на мобильные гаджеты.

В начале базового сценария игроку дают кусок земли площадью 2 на 2 километра и немного денег. Неподалеку – море, автомагистраль и дорога. А дальше – все и сразу. Постройка первых домов и коммерческих точек приводит к наплыву авантюристов, искателей лучшей жизни. Встает вопрос канализации, электрификации, а зимой нужно отапливать городские кварталы. Пожарные и полицейские участки, свалки, больницы, школы – это лишь незначительная часть зданий, которые предстоит строить игроку. Когда город разрастется, он неминуемо пересечет реку, тогда понадобятся мосты, паромы, подземные туннели. С точки зрения проработки «потребностей» современного города Cities: Skylines вне конкуренции.

Anno 1404 (Dawn of Discovery)

Разработчик: Related Designs и Blue Byte Software

Год выхода: 2009

На самом деле, каждая игра серии Anno заслуживает отдельного обзора, потому что франшиза во многом превзошла свою предтечу – СимСити. Четвертая часть стала самой популярной, несмотря на то, что после нее вышло уже три игры. Приглянулась она в первую очередь сеттингом – рассвет Эпохи великих географических открытий с не фанатичным упором на историчность.

Anno 1404 – не просто песочница. В игре есть отличная сюжетная кампания, которая рассказывает нетривиальную историю европейского дворянина, которому придется многое сделать: помочь сюзерену построить собор, подготовиться к крестовому походу, одолеть пиратов. Это только надводная часть айсберга. Механик в игре много, не все из них «мирные». На войну в этой части сделан бо́льший упор, чем во всех предыдущих. Так как речь про век парусного флота, то основные баталии разворачиваются на морских просторах (игра вышла в 2009 году, а графика и сейчас выглядит весьма неплохо). Важная особенность – смешение культур. Для прогресса игроку в любом случае нужно строить здания сразу двух цивилизаций, условно называемых Европа и Восток. Ничего не попишешь – глобализация!

\

Surviving Mars

Разработчик: Haemimont Games

Год выхода: 2018

В 2003 году вышла Space Colony, которая сочетала градостроительный симулятор с симулятором колонии на отдаленной планете. Игра получилась неплохая, но не стала популярной из-за лишнего фокуса на взаимоотношениях между поселенцами, что сделало ее каким-то странным «недосимсом». Surviving Mars идейно продолжил эту линию, учтя все недостатки предшественника. Получилось так хорошо, что вменяемого аналога «марсианской выживалке» даже не предвидится.

Итак, глубоким сюжетом игра не обременена, но здесь он не требуется. Все просто – герой отправляется на Марс в роли руководителя группы поселенцев. Глобальная миссия – колонизировать Красную планету. Сначала задачи просты – построить убежища для колонистов, возвести солнечные батареи и регенераторы воздуха, собрать немного ресурсов. Но потом поставки материалов с Земли уменьшаются и вообще обрываются. Получается мощная «экономическая выживалка», где задача игрока усложняется регулярными сценарными событиями. То возле колонии обнаруживается «темная спектроматерия», то население охватывают приступы галлюцинаций о «зеленом Марсе». Решать все эти задачки интересно и непросто, что добавляет разнообразия в и без того нетривиальный геймплей.

Frostpunk

Разработчик: 11 bit studios

Год выхода: 2018

В продолжение темы игр, смешивающих жанры градостроительного симулятора и выживания, нельзя не вспомнить о Фростпанке, который задал новый стандарт в сегменте. Здесь игроку тоже нужно управлять колонией, но не на Марсе, а на Земле, неожиданно вступившей в новый Ледниковый период. Голод, народное недовольство, политические игры – это никуда не делось, но главным врагом становится холод. И бороться с ним непросто.

Основной сюжет начинается в 1886 году, когда остывающее Солнце оставляет человечеству лишь несколько десятилетий, чтобы подготовиться к глобальному похолоданию. Локально действие происходит в Великобритании, но когда планета оказывается скована ледяным панцирем, государство перестает существовать. Все государства перестают существовать. Остается лишь несколько колоний, сосредоточенных вокруг угольных генераторов. Одна из таких колоний дается под управление игроку. Фростпанк предлагает несколько сценариев и свободный режим. Регулярно выходят дополнения с новыми сюжетами и механиками. Геймплей сосредоточен вокруг борьбы с холодом и исследовании окрестных территорий. В дальнейшем игрок может посылать экспедиции на глобальной карте с целью поиска ресурсов и технологических артефактов минувшей эпохи.

Dyson Sphere Program

Разработчик: Gamera Game

Год выхода: 2021

Абсолютный свежак, вышедший в январе 2021. Удивительно, как столь необычный опус получился у японской компании, которая специализировалась на простеньких двухмерных РПГ? Ведь Dyson Sphere Program – игра другого уровня. Это строительный симулятор, для которого слово «глобальный» используется в масштабах Солнечной системы и выходит за ее пределы.

Название определяет цель игры – нам нужно построить Сферу Дайсона. Астрофизики в курсе: это гипотетическая мегаструктура, возведенная вокруг звезды по внешнему периметру планетарной системы. Гипотетическая, говорите? Игроку предстоит доказать, что это реально. Особенность симулятора в том, что в наших руках сосредоточены ресурсы Земли и ближайших планет, а потом и не ближайших. Придется учитывать массу факторов – от экономических до физических. В какой-то момент просто перестанет хватать энергии на снабжение нашей галактической промышленной империи, и мы начнем создавать искусственные звезды. Теперь вы понимаете, что значит слово «глобально»? Но все перечисленное – лишь малая часть механик Dyson Sphere Program.

Workers & Resources: Soviet Republic

Разработчик: 3Division

Год выхода: 2019

Странно, что градостроительный симулятор в сеттинге Советского Союза появился так поздно. Но он есть, и это главное! Игра представляет собой экономическую стратегию в реальном времени, где упор сделан на два аспекта – управление городами и транспортными магистралями. То есть большую часть времени игрок тратит на решение чисто логистических вопросов. Оно и понятно – страна то большая…

Сюжетно игрок примеряет костюм лидера условной Советской Республики, начиная в 1960-х и заканчивая рубежом тысячелетий. В игре реально много всего: сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, легкая и тяжелая промышленность, внешняя и внутренняя торговля. Благо, от политики избавили, но за комфортом граждан следить все равно нужно, иначе горняки пойдут бастовать и все производство в стране накроется. А еще можно строить дешевые панельные дома, чтобы побыстрее решить вопрос с жильем. Или продавать нефть американцам и завышать цены на бензин у себя. Погодите, мы это уже где-то видели? Вот именно, но в Workers & Resources: Soviet Republic у игрока есть шанс все изменить. Пусть даже в виртуальности…

Tropico 6

Разработчик: Limbic Entertainment

Год выхода: 2019

Еще одна без преувеличения легендарная франшиза с важным отличием от любой другой серии. Тропико выходит уже двадцать лет, и каждая последующая часть реально лучше предыдущей. Шестая – самая свежая, и в ней игрок получает беспрецедентное разнообразие возможностей по развитию собственного тропического архипелага.

Игрока здесь зовут Эль Президенте. Его цель – пройти вместе со своим народом через 4 технологические эпохи и сделать из второсортного островного государства экономическую сверхдержаву. В отличие от предыдущих частей франшизы, где игроку давали лишь один остров, здесь островов несколько. Острова разные по рельефу и ресурсам, поэтому торговать предстоит много. А еще придется обеспечивать народу благосостояние… или не придется? Ведь Эль Президенте – диктатор до мозга костей! А его Дворцу нужны новые архитектурные шедевры, это кажется более важным, чем новые дороги или нормальное жилье для рабочих. Как решить проблему с недовольными? Все просто: зажигательная речь и обещания, которые вы не собираетесь выполнять. Оу, похоже мы и это уже видели… Но в отличие от Workers & Resources: Soviet Republic, здесь вам ничего менять не захочется.

Kingdoms Reborn

Разработчик: Earthshine

Год издания: 2020

Казалось бы – типичный градостроительный симулятор, зачем он здесь? А затем, что он не просто типичный, он эталонный. Вдохновленный Anno и Civilization, Kingdoms Reborn собрал все лучшее из этих франшиз, добавил крутую графику и парочку собственных механик. Плюс открытый мир и упор на мультиплеер. Именно так – это первый в своем роде градостроительный симулятор, где с самого начала оппонент игрока не ИИ, а другой игрок.

Kingdoms Reborn находится в раннем доступе, но уже выглядит многообещающе. Глобальная карта представлена планетой Земля с детально воссозданными материками и океанами. Но отдельные локации генерируются процедурно. Игроков забрасывает на сервер, дальше – никаких правил. Вооруженных столкновений нет, но подавить оппонента можно экономически. А можно и не подавлять, заключая выгодные торговые и политические соглашения. Сам геймплей двусоставный – с одной стороны это управление отдельными городами, с другой – глобальная карта мира, где разворачиваются дипломатические баталии. Самое главное – экономика в полном смысле рыночная. То есть цены на все устанавливают сами игроки. Еще есть масса любопытных механик. Как вам такое: разрешить каннибализм, чтобы убрать проблему голода?..

Другие игры жанра, не вошедшие в топ

Сейчас основной тренд – градостроительные симуляторы в сеттинге постапокалипсиса. Наиболее яркие представители – «Endzone: A World Apart» и   «Surviving the Aftermath». Но этим мир жанр не ограничивается, ведь он изначально гораздо шире, чем кажется.

Например, в 2015 году вышла Prison Architect, где мы строим… тюрьму! Учитывая 2D и довольно простенькую рисовку, может показаться, что это инди-проект. Но на деле игра весьма масштабна – тут есть и судебные тяжбы с особо умными заключенными, и даже мультиплеер. Таких проектов довольно много, и мы еще поговорим о них, но уже в другой раз!