2020 год вышел довольно необычным и для киберспорта в целом, и в частности для Counter-Strike. Вместе с аналитиком студии Maincast Сергеем lmbt Бежановым мы вспомнили самые интересные события и тенденции ушедшего года, а также немного поговорили о том, что ждет сцену CS:GO в 2021.


– Привет! Давай начнем с того, как прошёл этот год лично для тебя и студии Maincast. Насколько трудным оказалось возвращение в онлайн?

– Изначально мы работали вживую как ни в чем не бывало. Но шокирующие новости начались уже на IEM в Катовице, где, к слову, был установлен рекорд по пиковому количеству зрителей на трансляции. С этого момента работа шла то в офисе, то дома в зависимости от карантинных ограничений. В целом я не испытал никакого дискомфорта с точки зрения работы студии.

Любой команде нужен шестой или даже седьмой игрок lmbt про запасных СНГкоманды и будущее CSGO

– Что касается сцены CS:GO – есть мнение, что дисциплине в реалиях коронавируса было чуть проще, чем другим видам киберспорта и традиционного спорта? Насколько критичным оказался перенос мейджора? 

– По моему мнению, перенос мейджора оказался критичным для средних или слабых клубов, для которых стикеры и трансферы являются основным источником дохода. Крупные рыбы как-то да и выживут во всей этой среде. К тому же на данный момент мы видим, что появляются вакцины, поэтому я надеюсь, что хотя бы к концу следующего года мы увидим и The International, и крупнейший турнир в истории CS:GO со зрителями. 

Если говорить о  традиционных видах спорта, естественно, в реалиях весны 2020 года было очень трудно, вирус захватил мир очень быстро, и правительства вынуждены были идти на единственно верные меры. Ни у одного вида спорта нет возможности просто взять и перенести все в онлайн, и я думаю, что букмекеры тоже отлично выехали на киберспорте. 

– В этом году максимально раскрылась система ESL+BLAST. То, что сейчас предлагают коммерческие турниры, соответствует запросам профессиональных команд? 

– В то время, когда я посещал крупнейшие турниры, такие организаторы как BLAST, ESL, Dreamhack и другие крупные операторы всегда шли на диалог и просили фидбэк, чтобы улучшать условия турниров во всех аспектах – начиная от трансфера и заканчивая расписанием. Единственное, что мне не сильно нравится – не до конца проработанная система квалификаций и рейтингов, но над этим ведется работа, и 2020 год является тому подтверждением.

Любой команде нужен шестой или даже седьмой игрок lmbt про запасных СНГкоманды и будущее CSGO

– Сейчас много разговоров по поводу американской сцены. Её проблемы связаны исключительно с коронавирусом или CS:GO просто не самая важная для местного рынка дисциплина? 

– Спрогнозировать, как будет развиваться сцена, очень трудно. У американского региона бывали проблемы с Counter-Strike и в прошлом: в версии 1.6 и в начале CS.GO. Но при этом находились энтузиасты и команды, которые все равно росли и выстреливали. Я очень надеюсь, что и сейчас появятся такие, и благодаря им сцена снова восстанет из пепла.

– Вообще, есть ли проблема в том, что топовый CS:GO сейчас сосредоточен только в Европе? 

– Это не проблема, это скорее данность. Никто ведь не ноет, что в других регионах команды не так круто играют в футбол? Или что европейские лиги по хоккею или баскетболу уступают NBA и NHL? Европа – сильнейший CS:GO регион. Это же касается и футбола: Лига чемпионов – лучшее клубное соревнование на планете. Я считаю, что так просто сложились обстоятельства, и другим регионам есть к чему стремиться. Именно поэтому до пандемии все американские и топовые китайские команды ездили сюда на буткемпы.

Любой команде нужен шестой или даже седьмой игрок lmbt про запасных СНГкоманды и будущее CSGO

– В 2020 году все больше команд обращает внимание на возможность заявить шестого игрока, где это возможно. Как ты относишься к этой идее? 

– Считаю, что давно пора. Когда-то также люди вносили в киберспорт институт тренера. Запасной очень важен в реалиях онлайн-турниров, где интернет и электричество могут подвести основного игрока. В свое время я видел очень много турниров, где приходилось доигрывать тренеру, но зачем? Тренер не обязан быть в состоянии заменить игрока. На футбольное поле не выпускают 65-летнего тренера, если игрок в команде заболел. Лавку запасных (и не условную, а реальную) нужно вводить, и как можно скорее, чтобы избежать таких ситуаций.

– На твой взгляд, какой запасной проявил себя лучше всех? Что можете сказать по поводу эксперимента с B1T? 

– Совсем недавно я разбирал матчи NAVI с B1T у себя на стриме. Естественно, лучше всех удалось адаптировать шестого команде Vitality. NAVI и Astralis лишь начинают путь в данном формате работы, им нужно больше времени. 

Вообще, любой команде нужен и шестой, и, возможно, даже седьмой игрок. Во-первых, это меняет подход к тренировкам. Во-вторых, это дает мотивацию и дисциплинирует – не буду подбирать слов – «зажравшихся» игроков, которые думают, что они незаменимы. Всегда будет игрок, который больше работает и старается, чтобы получить место в составе. Это и будет толкать основу вперед.

– Что скажешь о молодёжных составах топовых клубов? Помогут ли специальные лиги для академий развиться этому направлению, и как это должно происходить?

– Очень правильный шаг. Топовые клубы уже давно осознали: когда они обращаются к «середнячкам» за покупкой игроков, ничем не подтвержденный и толком не регулируемый трансферный рынок просто бушует. Команды ломят невменяемые ценники за игроков, которые того не стоят. При этом их тоже можно понять, ведь они верят в своих игроков и хотят сохранить составы. 

А с академиями все становится проще. Топы могут сами вырастить молодежь, которая будет верна клубу намного больше, чем только пришедший из другой команды игрок. Даже если не срастается, его всегда можно продать или отдать в аренду, вложив явно меньше средств, чем для покупки игрока соответствующего уровня.

– Западные коллеги отмечают, что СНГ-сцена сейчас на подъеме. Как можно оценить 2020 год для русскоязычных команд, таких как Virtus.pro и Gambit? 

– Это был замечательный год для СНГ. Во-первых, NAVI закончили в топ-3 мирового рейтинга. Команда Virtus.pro после не очень хорошего начала года смогла выиграть Flashpoint и RMR. Также нельзя не отметить Gambit и Spirit, которые очень стабильно выступали на протяжении всего года и составляли отличную конкуренцию. Онлайн скорее помог этим командам подняться, хотя при этом загубил многие другие.

– Для каких западных команд этот год оказался удачным по сравнению с прошлыми результатами?

Heroic, BIG, Vitality.

Любой команде нужен шестой или даже седьмой игрок lmbt про запасных СНГкоманды и будущее CSGO

– Давайте немного об итогах. Какие матчи в 2020 году особенно запомнились лично для тебя? Может, такие, которые было бы круто пересмотреть в свободное время?

– Из-за большого количества турниров все перемешалось, но было несколько финалов с камбэками со счета 0:2. Также запомнился финал весеннего EPL и, конечно же, триумф NAVI в Катовице.

– Какие молодые игроки приятно удивили в этом году? 

– Jampi, Teses, Monesy, Woro2k... этот список на самом деле весьма длинный. У некоторых уже весьма успешная карьера, других уже ждут их главные команды, а остальным нужен случай и удача. Но удача и везение не приходят без кропотливого труда.

 – Главное разочарование года? Какие команды проявили себя не так хорошо, как хотелось бы?

mousesports, Fnatic, ENCE.

– Лучший игрок мира прямо сейчас – s1mple или Zywoo?

– Глупый вопрос. Это как определять, кто лучше, Месси или Роналду. Они просто боги своей эпохи.

– Что можно ждать от 2021 года в Counter-Strike? Насколько состояние дисциплины будет зависеть от ситуации с коронавирусом?

– Я думаю, что на данном этапе даже с онлайном все более менее устаканилось. Продолжают составлять расписание и планировать турниры. От ситуации с коронавирусом зависит весь мир, а не только состояние какой-либо дисциплины в киберспорте. 

– И последнее. Что бы ты хотел пожелать игрокам в CS:GO в 2021 году? 

– Не болеть и не падать духом в условиях пандемии. Только самые достойные и стойкие пройдут через все эти испытания и окажутся на высоте.