Одним из участников второго дивизиона Dota Pro Circuit в СНГ стал новый состав VP.Prodigy. В команду вошли игроки, которые ранее не светились на профессиональной сцене. На днях главный редактор CQ Александр Хитров подробно расспросил о проекте тренера коллектива Даниила Schelk Щелкунова.


– Привет! Для начала расскажи немного о себе. Как ты начал увлекаться компьютерными играми и Дотой, сколько играешь? 

 – Меня зовут Даниил Щелкунов, мне 22 года, никнейм Schelk. Я с детства много играл в компьютерные игры. В 2003 году появился WarCraft, засел за него, показал двоюродному брату. Через шесть лет он показал мне Доту – я посмотрел, побегал недельку, ничего не понял и закрыл ее обратно. 

А когда учился в шестом-седьмом классе, один из нынешних игроков VP.Prodigy и мой одноклассник dSa посоветовал мне поиграть в нее, он одним из первых достал ключ. И на второй раз мне понравилось. Я понял, что в этой игре можно и нужно думать, можно показать, что ты умный. Это очень зацепило.

 – Ты долго играл, но в 22 уже стал тренером. Почему не хочешь сам стать киберспортсменом?

 – Я никогда не стремился стать крутым игроком. Для меня Дота… У меня был такой же период, как у многих. Родители отбирали провода, прятали ноутбуки, вся эта классика. Мне говорили: «Учеба, учеба, надо учиться». И для меня стало развлечением просто собрать команду и поехать на какой-нибудь турнир, подрафтить, поиграть, поугарать. Иногда я приезжал просто как зритель, и для меня это был отдых.

Так я получил организационный и психологический опыт, уже знал, что нужно делать, что нужно ребятам. Со временем я стал проталкивать идею молодежного состава и познакомился с Сергеем AnahRoniX. Мы хотели потестить, как это будет работать, я зашел к ребятам из Москвы на их мини-буткемп помочь с драфтами, а они предложили стать тренером. 

Сейчас боюсь запускать поиск игры в Dota 2 большое интервью с тренером VPProdigy часть 1

Затем мы с AnahRoniX сделали Modus Unity. На мой взгляд, легендарная команда: это один из первых ростеров, который показал, что молодые парни, которые по факту еще никто в киберспорте, могут побеждать команду «неймов» с опытом игры и хорошей зарплатой. И пошло-поехало.

Справка CQ: команда Modus Unity появилась в марте 2019 года и выступала на онлайн-турнирах, доходила до решающих стадий открытых квалификаций на мэйджоры и The International. В феврале 2020 была подписана как основной состав Winstrike, за команду выступали чикиряу, young G и Dukalis.

Я люблю поиграть иногда в Доту, но мне доставляет больше удовольствия просмотр игры. Приходит понимание, что делала команда, что хотела сделать.

– Редкий момент. Большинство ребят играет и мечтает попасть в киберспорт, а ты больше любишь смотреть реплеи?

– Не совсем так. В данный момент я боюсь запускать поиск. Просто понимаю, что мне будет сложно перенести свой опыт в паблик. Тренер Virtus.pro – это что-то да значит, а тут я сажусь с работягами, которые сидят по фану. Я хочу выиграть и понимаю, что могу выиграть. А тиммейты не всегда хотят выигрывать. Поэтому я иногда не хочу нажимать кнопку, чтобы просто не тратить нервы.

– Сколько у тебя сейчас MMR?

– Сейчас 5100 на аккаунте.

– То есть на 5100 далеко не все хотят выиграть?

– Конечно. И на 9000 MMR не хотят выиграть, и на 1000. Это нормально, это же игра.

Сейчас боюсь запускать поиск игры в Dota 2 большое интервью с тренером VPProdigy часть 1

– Вернемся к твоей карьере тренера. Уже весной 2020 года ты работал в VP.Prodigy с Nightfall и fn. Как это произошло?

– Да. С Winstrike я проработал до декабря 2019 года. Просто разбежались, никто никого не обидел. Потом был Новый год, время осмыслить, хочу ли я идти дальше. Понимал, что мне придется делать новую команду, собирать ее, если мне это нравится. 

И я как раз начал работать вместе с AnahRoniX. Он говорил: если собираешь команду и показываешь базовые результаты, без проблем мы дадим вам поддержку, стипендии и прочие штуки. Мы как раз играли, а потом началась пандемия. Мне сказали: парни, сорри, вы понимаете… Поставили по факту на удержание. 

В тот момент был анонсирован состав первый VP.Prodigy, и в середине весны я начал с ними работать. Я поработал с ними до июня, пока ростер не поставили на паузу из-за того, что были непонятки в составе. И мы с Сергеем Гламаздой решили , что надо собирать еще один состав, состав под VPP.

– Почему не получилось с нынешними Virtus.pro?

– Я не считаю, что не получилось. На самом деле этой команде не нужен игровой тренер, даже если это супер крутой тренер. Они все игроки скилла, и своих я тоже частично этому учу. Не должен человек со стороны разжевывать за вас некоторые игровые аспекты, иначе вы начнете лениться. Нельзя так делать. 

Им нужно было наладить определенные моменты, помочь с коммуникацией, считать определенную базу. Нужен был человек, к мнению которого будут плюс-минус прислушиваться, который найдет определенные компромиссы, примет решения в чью-то пользу. Я не могу сказать, что этого не вышло. Надо было сделать так, чтобы эти ребята заиграли вместе и показали себя очень круто. Вот и все.

– Летом Сергей Гламазда доверил тебе собрать новый состав Prodigy. Почему он был уверен в тебе, как считаешь? 

– По факту, я просто хорошо себя зарекомендовал как человек, который умеет работать с молодыми ребятами в киберспорте, у которого уже есть такой опыт. В СНГ ведь этим мало кто занимался: чтобы пятерку собрать с нуля брать, таких мало кейсов. И мы с Сергеем быстро нашли друг друга и начали работать, нам комфортно это делать. Работать и не доверять друг другу, я думаю, нельзя. Сергей доверился мне в этом решении. За это спасибо ему. 

Сейчас боюсь запускать поиск игры в Dota 2 большое интервью с тренером VPProdigy часть 1

– Этот состав в полной зоне твоей ответственности, так? Собирал его ты и за результаты тоже ты несешь ответственность?

– Грубо говоря, можно так сказать.

– Расскажи, как именно ты ищешь игроков для ростера. В чем твой секрет этого подбора?

– Я никогда не хотел просто брать стак людей. Вот нужен этот, этот и вот тот. Я всегда хотел работать с людьми, которые мне нравились, чтобы нам было комфортно. Чтобы они сидели вместе и обсуждали что-то. И волей-неволей игроки станут затрагивать некоторые аспекты, потому что чем больше они вместе, тем больше тем для обсуждений появляется. Хотя изначально у них только Дота. 

Ты можешь сказать: идите смотрите лайны Team Secret, они посмотрят один раз, второй, и устанут. А можешь собрать ребят, которым будет приятно проводить время вместе, они сами поднимут эту тему и сделают. Поэтому нужно думать наперед, нужны люди амбициозные, способные, которые будут друг друга уважать и хотят расти. Какой бы не была крутая организация и какой бы ты не был крутой менеджер, пока игрок не захочет сам расти, ничего не получится. 

А если конкретнее, мне очень помог Сережа AnahRoniX, он дал хороший опыт, научил тренерским фишкам. Я очень ему благодарен. Сэнсэй мой. Кого-то из паблика выцепляю, кого-то из лидерборда, с кем-то по рекомендациям. Потом общаешься с человеком и понимаешь, как он ведет себя, что для него приоритет, для чего играет в доту: из-за денег, или из-за побед, или из-за девочек. У каждого свое. Мне важно, чтобы ребята стакались, и тогда тренировочный процесс будет доставлять приятные эмоции.

– Спортивный директор Gambit Esports Константин Пикинер в 2018-2019 собирал Youngsters по CS:GO, которые спустя полтора года стали основным составом клуба. Боюсь ошибиться, но, по-моему, за несколько месяцев через отбор прошли несколько сотен молодых игроков. Сколько через твои руки прошло человек за эти полгода?

– За полгода в Virtus.pro?

– Да, когда собирали Team Generation прошлым летом.

– Team Generation мы собирали еще под Winstrike в начале весны, и там уже были Noticed и forcemajor. Тогда я уже подумал, что хочу работать с этими ребятами, и они могут стать хорошей основой для состава.

– То есть их выкупили из Winstrike?

– Нет, контрактов с Winstrike мы не подписывали. Показали бы хороший результат, может быть и подписали. А в VP я уже знал, у меня есть два хороших кадра, в которых я уверен. Предложили celebrity, а он предложил кандидатуру Larl. Я позвал своего друга dSa. Потом celebrity звали в Spirit, и одно время мы играли с meLes. Получается, всего в составе играли шесть человек.

– Так просто? Ты просто рассказал, что смотришь паблики, рейтинги. А по факту это даже не 15-20 человек, а сразу готовый состав с первого раза?

– Да, так почти всегда. Я очень много смотрю паблики, люблю посмотреть, как ведет себя человек, поспрашивать отзывы о нем, как он с кем играл, в каких командах. Хочется работать с проверенными людьми. Может, мне так повезло, я не знаю. 

– По сути это же легендарная схема «стак друзяшек»?

– А по-другому ты сейчас не можешь выиграть в Доту. Ты можешь поиграть с человеком два-три месяца, чему-то его учить, а потом он просто уходит. У него начинает расти эго, и он хочет большего. Что-то подобное говорил Puppey в одном из своих интервью на The International: тебе нужно делать все, чтобы ему нравилось, чтобы он никак не ушел. Но незаменимых не существует. Каждый должен быть частью единого механизма.

– Состав довольно молодой, верно?

– Да, всем по 18-22 года. 18 исполнилось недавно celebrity, нашему оффлейнеру.  

– Говорят, главная надежда СНГ по третьей позиции?

– Есть еще DM, а так да (смеется). Мы с ним очень давно знакомы, ездили вместе по турнирам.

– Возраст может стать проблемой в плане ответственности, отношения  к матчам?

– У команды, на мой взгляд, всегда есть две важные проблем. Первая возникает, когда ты встречаешься с первыми поражениями. Как мы такие сильные и проигрываем? А вторая – когда появляются деньги. Это уже чисто человеческий фактор, и это действительно многих переламывает, особенно молодых ребят.  

Поэтому ищу тех, кто хочет играть в доту. Понятное дело, что все хотят много денег и крутую карьеру, но априори у них у всех желание играть. Киберспорт – это спорт, а ради спорта надо всегда чем-то жертвовать. Гулянками, тусовками, общением с девочками и мальчиками. Само понимание, что вы все идете на какую-то жертву, помогает построить команду. 

Неважно, 17 лет человеку или 20, но он понимает, что эти ребята помогут в достижении его цели. Ты просто закрываешь глаза на все. Потом понимаешь, что человек, который рядом с тобой, всегда поможет. От этого легче принимать решения. У меня в команде на этот случай есть Larl, особенно в игре: он останавливает ребят и говорит правильные вещи. А вне игры у ребят есть я, и я всегда готов помочь. 


Спасибо за прочтение. Вторая часть интервью выйдет во вторник днем ;-)