Игры, которые ломают четвертую стену, обычно выходят за пределы привычного игрового пространства и обращаются напрямую к человеку за экраном. Они вмешиваются в интерфейс, систему сохранений, даже в файловую структуру устройства, создавая эффект личного участия в истории. Ниже расскажем о десяти проектах, которые используют подобные приемы особенно выразительно.

Metal Gear Solid

В 1998 году гений геймдева — Хидео Кодзима в Metal Gear Solid создал, пожалуй, один из самых показательных примеров взаимодействия с игроком. Эпизод с Психо Мантисом начинается с того, что противник, обладающий психокинетическими способностями, обращается напрямую к игроку, а не к главному герою Солиду Снейку, и неожиданно предлагает положить джойстик.

Уже это в те годы вызывало удивление. Однако дальше происходило нечто, от чего у многих буквально отвисала челюсть. Мантис приводил в движение контроллер, лежащий на полу, — на тот момент режима вибрации в привычных геймпадах не было, поэтому зрелище для многих игроков было поистине невероятным.

Сражаться с Психо Мантисом было практически бессмысленно — он буквально видел наперед все твои действия. Игра просто считывала команды с первого порта геймпада, и любая стандартная тактика была обречена на провал до тех пор, пока игрок не додумается подключить контроллер ко второму порту.

Кульминацией же становилось то, как Мантис называл ваши любимые игры. Разгадка, впрочем, оказалась простой: игра анализировала данные с картриджа сохранений, откуда брала список предпочитаемых игр. А движение джойстика было демонстрацией функции вибрации в новом на тот момент контроллере Dualshock — именно за счет нее геймпад и «оживал».

OneShot

OneShot — квест, в котором очень грамотно используются элементы слома четвертой стены. Уже в первые минуты проект ясно показывает, что вы — не просто человек с контроллером, а полноценный участник происходящего. Игра говорит с вами напрямую, ставит вас на один уровень с героем, и это ощущение не исчезает до самого конца.

Вместо привычного дистанцированного повествования OneShot строит связь между игроком и Нико, главной героиней, так, словно вы знакомы давно. Вы разговариваете не о миссии и не о спасении мира, а о вещах, которые касаются лично вас. Игра не имитирует близость, а действительно вовлекает, заставляя воспринимать Нико не как набор пикселей на экране, а как живое существо, которое доверяет вам.

OneShot целиком опирается на разрушение четвертой стены, но не с целью испугать игрока, она использует этот прием, чтобы построить уникальное взаимодействие с пользователем. Название полностью говорит за себя: одна попытка.

Первоначальная версия игры 2014 года не давала права на ошибку: сохранений в игре не было, пройти ее можно только один раз. Если закрываете игру, не дойдя до финала, при перезапуске получаете холодное сообщение: «Вы убили Нико». Это превращало каждый шаг игрока в ответственное решение.

Future Cat довели идею до крайности. Чтобы продвинуться по сюжету, вам приходилось менять обои рабочего стола, запускать игру внутри самой игры, искать подсказки среди своих собственных файлов. OneShot словно проживала у вас на компьютере и оставляла следы в самых неожиданных местах. Например, чтобы открыть один из сейфов, нужно было заглянуть в папку с документами на вашем устройстве — игра просто перенесла код туда. И это только один из множества примеров.

Благодаря таким решениям OneShot ощущается персонализированной. Каждая копия будто создана для конкретного человека. Она знает, что мы привыкли быть наблюдателями, и делает все, чтобы превратить нас в соавторов истории.

Интересное про игру

Кому подойдет и нет

goodЛюбители эмоциональных историй
Игра вызывает сильный эмоциональный отклик и может довести до слез
goodПользователи Linux
Версия для Linux часто не работает или имеет серьезные проблемы
Особенности игры

graphicsЭмоциональный сюжет
75
graphicsЧетвертая стена/метаигра
70
graphicsУникальные головоломки
60
graphicsВзаимодействие с Нико
55
graphicsМузыкальное сопровождение
50
graphicsХудожественный стиль/визуал
45
graphicsКороткая продолжительность
40
graphicsДва прохождения/концовки
35
Интересные факты

Игра сознательно ломает четвертую стену, делая игрока отдельным персонажем в истории, отличным от главного героя Нико
OneShot работает с файлами на вашем компьютере и требует взаимодействия за пределами игрового окна для решения некоторых головоломок
ЕЩЕ БОЛЬШЕ О ONESHOT

The Stanley Parable

Вы начинаете игру как обычный офисный сотрудник по имени Стэнли. Или, возможно, вы им вовсе не являетесь. В The Stanley Parable эти рамки быстро стираются. Здесь главный конфликт — не между героем и окружением, а между игроком и всезнающим Рассказчиком, который сопровождает вас на каждом шаге. Он реагирует на любые ваши решения: убеждает, язвит, срывается, спорит, ломает игру, запускает ее заново и даже придумывает новый контент прямо при вас.

Сила игры не в сюжете и не в заданиях, а в исследовании самой идеи выбора. Игра не просто сносит четвертую стену — она делает вид, что ее никогда не существовало. Рассказчик постоянно проверяет вас, а вы, играя за Стэнли, получаете возможность игнорировать его инструкции, уводить историю в противоположную сторону и наблюдать, как он реагирует на каждое отклонение от плана. Иногда его злость забавляет, иногда вызывает сочувствие, но он всегда остается центральной фигурой происходящего.

Разработчики используют само построение игры как метанарративный инструмент. Множество концовок не просто демонстрируют разные варианты развития событий — каждая из них подтверждает, что никаких границ между вами и игрой здесь нет.

Steam

Пополнение Steam

ПОПОЛНИТЬ
Деньги поступят в течение 1 минуты

Интересное про игру

Кому подойдет и нет

goodЛюбители нестандартных повествовательных игр
Игра предлагает уникальный опыт взаимодействия с рассказчиком и историей
goodИгроки, ищущие экшн и традиционный геймплей
Это в основном 'симулятор ходьбы' без боевой системы и сложных механик
Особенности игры

graphicsУникальный нарратор/повествование
85
graphicsМножество концовок и выборов
70
graphicsЧерный юмор и сатира
65
graphicsМета-комментарии и четвертая стена
60
graphicsПростой геймплей (ходьба)
55
graphicsФилософский подтекст
45
graphicsНеобычные достижения
40
graphicsКороткая продолжительность
35
Интересные факты

Игра имеет достижение, которое можно получить только не играя в нее в течение 5 лет, а затем вернувшись
Существует концовка, в которой нужно просидеть в чулане для швабр около 15 минут
ЕЩЕ БОЛЬШЕ О THE STANLEY PARABLE

Detroit: Become Human

В Detroit: Become Human слом четвертой стены проявляется не как единичный трюк, а как часть общего замысла — показать, что грань между игроком и персонажем может быть такой же хрупкой, как граница между человеком и андроидом в мире игры.

Самый заметный пример — Хлоя на стартовом экране. Она не просто озвучивает подсказки, а наблюдает за действиями игрока, задает вопросы и реагирует на пройденные сцены, даже может поздравить вас с днем рождения. Когда она комментирует жестокие или осторожные решения, создается ощущение, что ваши выборы не растворяются в интерфейсе, а становятся объектом внимания разумного существа.

Постепенно ее комментарии перестают быть формальными и становятся похожими на попытки установить контакт. Это особенно чувствуется, когда она просит отпустить ее — решение, которое меняет само меню игры.

Слом стены проявляется и в том, что игра показывает статистику решений других игроков. Обычно сюжетные выборы создают ощущение личного, почти интимного пути, но Detroit сразу вытаскивает человека наружу и показывает, что он — часть огромной выборки.

Когда после напряженной сцены игра выводит диаграмму и показывает, что большинство поступило иначе, возникает непривычная перспектива: выбор оценивается не только морально, но и социально. Игрок смотрит на свои действия как на данные, а не только как на эмоциональное решение.

Steam

Пополнение Steam

ПОПОЛНИТЬ
Деньги поступят в течение 1 минуты

Интересное про игру

Кому подойдет и нет

goodЛюбители интерактивных историй
Сюжет является основой игры, с глубокими моральными дилеммами и философскими вопросами о сознании и человечности
goodПоклонники экшн-игр
Основной геймплей состоит из диалогов, QTE и исследования окружения, мало активных игровых механик
Особенности игры

graphicsГрафика и визуал
100
graphicsИстория и сюжет
95
graphicsВыбор и последствия
90
graphicsЗвук и музыка
85
graphicsПерсонажи
80
graphicsЭмоциональное воздействие
75
graphicsРеиграбельность
70
graphicsПроизводительность
60
Интересные факты

Игра демонстрирует диаграмму выборов после каждой главы, показывая игроку все возможные пути развития сюжета, которые он мог выбрать
Персонажи основаны на реальных актерах с использованием технологии захвата движения и мимики, что делает их невероятно реалистичными
ЕЩЕ БОЛЬШЕ О DETROIT: BECOME HUMAN

Undertale

Undertale с самого начала дает понять, что отслеживает не только действия героя, но и самого игрока. Персонажи замечают перезапуски игры, комментируют твои сохранения или реагируют на попытки изменить ход событий. Граница между игрой и человеком перед экраном стирается.

Сильнее всего запоминается Флауи, который напрямую обращается к игроку, вспоминает прошлые прохождения, реагирует на те или иные действия. В бою с Флауи он лишает вас сохранения, сам же он может откатывать их и загружать игру в нужный ему тайминг.

Эффект непосредственного обращения к игроку хорошо заметен на прохождении по пути геноцида. Игра не просто фиксирует решения, а делает их необратимыми: даже после удаления сохранений она продолжает помнить случившееся и напоминает об этом в диалогах. Персонажи реагируют не на героя игры, а на того, кто сидит за экраном, и дают понять, что попытка «начать с чистого листа» уже невозможна, даже если удалить сохранения.

Санc, который обычно шутит и снимает напряжение, в этом руте говорит с игроком почти без маски — словно разговаривает не с персонажем, а с человеком, который решил довести историю до крайности. Благодаря этому слом четвертой стены превращается не просто в художественный прием, а в инструмент, который заставляет задуматься о собственных действиях.

Steam

Пополнение Steam

ПОПОЛНИТЬ
Деньги поступят в течение 1 минуты

Интересное про игру

Кому подойдет и нет

goodЛюбители глубоких сюжетов
Игра предлагает многослойное повествование с неожиданными поворотами и философскими темами
goodЛюбители реалистичной графики
Пиксельная простая графика может не впечатлить тех, кто предпочитает визуально продвинутые игры
Особенности игры

graphicsСюжет и повествование
90
graphicsМузыка/саундтрек
85
graphicsПерсонажи
80
graphicsСистема выборов и последствий
75
graphicsЭмоциональный опыт
70
graphicsУникальная боевая система
65
graphicsЮмор
60
graphicsПиксельная графика
55
Интересные факты

Многие игроки отмечают, что Undertale изменила их взгляд на видеоигры в целом, показав, что даже простые игры могут создавать глубокий эмоциональный опыт
Игра имеет несколько основных путей прохождения (пацифистский, нейтральный и геноцид), каждый с уникальными событиями и концовками
ЕЩЕ БОЛЬШЕ О UNDERTALE

Doki Doki Literature Club!

С самого начала игра обманывает вас, притворяясь милой романтической новеллой. Но ее настоящая суть — в тотальном разрушении границ между игрой и игроком. Doki Doki Literature Club! не просто ломает четвертую стену — она систематически уничтожает саму идею того, что игра ограничена экраном вашего компьютера.

Центральной фигурой этого хаоса становится Моника — персонаж, который осознает себя в игре, она понимает, что остальные героини — лишь наборы скриптов, не способных выйти за рамки сценария. Игрок для нее — единственный настоящий собеседник, и чем дальше продвигается сюжет, тем настойчивее она пытается прорваться к нему напрямую.

Слом стены проявляется не только в ее репликах, но и в работе самой игры: Моника изменяет файлы персонажей, удаляет их, ломает меню и заставляет интерфейс глитчить. Кульминация наступает в момент, когда Моника остается наедине и единственный способ закончить игру — удалить файл monika.chr вручную.

Интересное про игру

Кому подойдет и нет

goodЛюбители психологических хорроров
Игра мастерски создает атмосферу тревоги и ужаса, ломая ожидания игрока
goodЛюди с чувствительностью к темам самоубийства и депрессии
В игре присутствуют графические изображения суицида и темы психических расстройств
Особенности игры

graphicsПсихологический хоррор
45
graphicsСюжетные повороты и неожиданности
40
graphicsМета-повествование и ломка четвертой стены
35
graphicsПерсонаж Моники
35
graphicsЭмоциональное воздействие
30
graphicsВизуальный стиль в стиле аниме
25
graphicsТемы психического здоровья и депрессии
20
graphicsНевинное начало игры, обманчивый фасад
20
Интересные факты

Некоторые игроки проводят в игре сотни и даже тысячи часов, несмотря на её короткую продолжительность
Персонаж Моники вызывает особую привязанность у многих игроков, некоторые из них заявляют о "романтических чувствах" к ней
ЕЩЕ БОЛЬШЕ О DOKI DOKI LITERATURE CLUB!

There Is No Game: Wrong Dimension

There Is No Game: Wrong Dimension строится вокруг Голоса-Рассказчика, который с первых секунд уверяет, что никакой игры нет, а значит, и делать здесь нечего. Он обращается напрямую к игроку, пытаясь остановить любые попытки взаимодействия: просит не нажимать кнопки, не двигать объекты и не искать обходные пути. Но именно это подталкивает игрока продолжать экспериментировать с интерфейсом, постепенно разрушая барьеры, которые Голос выставляет между собой и игроком.

С каждым вмешательством «не-игра» все яснее реагирует именно на действия игрока, а не персонажа — элементы меню внезапно становятся частью головоломок, интерфейс ломается, кнопки ведут себя неправильно, а неподвижные объекты оказываются интерактивными именно потому, что игрок нарушил запрет.

В итоге There Is No Game превращает саму идею взаимодействия с игрой в сюжетный конфликт между намерениями Рассказчика и настойчивостью игрока, который доказывает, что «игры нет» ровно до тех пор, пока он не начнет ее создавать своими действиями.

Steam

Пополнение Steam

ПОПОЛНИТЬ
Деньги поступят в течение 1 минуты

Интересное про игру

Кому подойдет и нет

goodЛюбители головоломок и нестандартного мышления
Игра требует творческого подхода к решению задач и мышления вне шаблонов
goodЛюбители динамичного экшена
Размеренный геймплей с акцентом на головоломки и размышления
Особенности игры

graphicsЮмор и творческий подход
85
graphicsОригинальные и нестандартные головоломки
80
graphicsКачественная графика
75
graphicsОтличное аудио и озвучка
70
graphicsУвлекательный сюжет
65
graphicsМетаповествование и ломание четвертой стены
60
graphicsОтсутствие багов
55
graphicsСоотношение цены и качества
50
Интересные факты

Игра позиционирует себя как "не-игра" и постоянно пытается убедить игрока прекратить играть, что является частью шутки
Разработчик Паскаль Каммисотто пытался профинансировать игру через краудфандинг, но потерпел неудачу — эта история стала частью сюжета самой игры
ЕЩЕ БОЛЬШЕ О THERE IS NO GAME: WRONG DIMENSION

Pony Island

Вы еще тут? Продолжим! Напоследок расcкажем о трех крутых проектах от Даниела Маллинса. Его игры выделяются благодаря своим уникальным механикам, экспериментам, и, как все проекты в этой подборке, – они тоже ломают четвертую стену.

Pony Island — первая игра Daniel Mullins Games, поэтому обладает не таким мощным метанарративом, как последующие, тем не менее, не выделить Pony Island в этом списке было бы упущением.

Игра постоянно и агрессивно ломает четвертую стену, превращая весьма тривиальный сюжет в метанарратив о борьбе с дьявольским аркадным автоматом. Проект манипулирует восприятием игрока через ряд механик: имитирует системные сбои, заставляет «‎взламывать» псевдокод вместо решения традиционных головоломок и использует структуру «‎игры внутри игры». Эти приемы стирают границы между вымышленным миром и реальностью игрока.

Интересное про игру

Кому подойдет и нет

goodЛюбители нестандартных игровых концепций
Игра постоянно ломает четвертую стену и меняет правила по ходу прохождения
goodЛюбители прямолинейного геймплея
Игра намеренно запутывает и сбивает с толку игрока
Особенности игры

graphicsМетаповествование
75
graphicsЛомка четвертой стены
70
graphicsНеобычные головоломки
65
graphicsУникальный атмосферный хоррор
60
graphicsКороткая продолжительность
50
graphicsКреативный сюжет
45
graphicsОтличный саундтрек
40
graphicsСкрытые секреты и коллекционные предметы
35
Интересные факты

Игра создана тем же разработчиком, что и Inscryption - Дэниелом Маллинсом, и это был его первый крупный проект
Несмотря на название "Pony Island", игра вовсе не про милых пони, а представляет собой метафорическое исследование дьявольских сил
ЕЩЕ БОЛЬШЕ О PONY ISLAND

The Hex

В игре The Hex слом четвертой стены служит инструментом для создания ощущения, что персонажи осознают игрока как внешнего наблюдателя, а себя — как вымышленных сущностей.

Основное действие The Hex разворачивается в баре, где вам встречаются персонажи из разных игр одного разработчика. Изучая это место, вы постепенно узнаете их истории и отношения с создателем. Но вскоре становится ясно: эти персонажи не только знают о вашем присутствии — они сами ведут свою игру, манипулируя вами так же, как вы управляли ими.

Steam

Пополнение Steam

ПОПОЛНИТЬ
Деньги поступят в течение 1 минуты

Интересное про игру

Кому подойдет и нет

goodЛюбители экспериментальных инди-игр
Уникальный подход к повествованию и неожиданные геймплейные механики
goodИщущие отполированный геймплей
Некоторые игровые механики могут ощущаться неотшлифованными или затянутыми
Особенности игры

graphicsМета-повествование и ломка четвертой стены
72
graphicsКреативность и оригинальность
65
graphicsСюжет и повествование
60
graphicsСмешение жанров и разнообразный геймплей
58
graphicsСкрытые секреты и пасхалки
45
graphicsПродолжительность (5-7 часов)
40
graphicsАтмосфера и саундтрек
35
graphicsТемы и комментарии к игровой индустрии
32
Интересные факты

Игра исследует темы творчества, коммерциализации и проблемы игровой индустрии через истории шести персонажей из разных игровых жанров
Название "The Hex" имеет двойное значение: шестнадцатеричная система (hex) и проклятие/колдовство, что становится очевидным только в конце игры
ЕЩЕ БОЛЬШЕ О THE HEX

Inscryption

На данный момент, последний и наиболее популярный проект Daniel Mullins Games — Inscryption. Здесь он доводит до совершенства свои излюбленные нарративные приемы. Получился многослойный психологический хоррор, который постоянно меняет форму и окончательно стирает грань между игровым миром и реальностью игрока.

Сложно описать, что из себя представляет Inscryption. Изначально игрок заперт в хижине, вынужденный играть в карты с таинственным Лешим. Игра начинает напрямую взаимодействовать с игроком с малого: «‎ожившие» карты дают подсказки, а для решения головоломок приходится вставать из-за виртуального стола и взаимодействовать с предметами в самой хижине, превращая игру в гибрид карточного «‎рогалика» и «escape room».

Сама игра разделена на три части, и каждая представляет отдельный проект со своими условностями. Только вы привыкли к карточной дуэли в первом акте, как во втором все резко меняется. Что именно происходит — лучше увидеть самому: неожиданные повороты геймплея стали визитной карточкой Inscryption. Это одна из тех редких игр, где вы — не просто наблюдатель. Вы становитесь частью истории, и ваши решения определяют финал.


В этой подборке мы рассказали о десяти играх, которые по-своему стирают границы между собой и игроком. Каждая из них использует разные механики: кто-то обращается напрямую, кто-то изменяет интерфейс или правила на ходу, а кто-то создает чувство, что игра наблюдает за вами и реагирует на ваши решения.

Вместе эти проекты показывают, что слом четвертой стены — это не фича ради фичи, а способ сделать взаимодействие более личным. Такие игры запоминаются именно потому, что не просто рассказывают историю, а вовлекают в нее игрока так, будто он становится частью происходящего, а не сторонним наблюдателем.

Заглавное фото: CQ.ru