Сложно сказать почему, но игры, симулирующие побег из тюрьмы, всегда были популярны. Как правило, геймплейно это либо головоломки, либо квесты. Но есть также шутеры и стратегии. Посмотрим на лучших представителей жанра.

Серия The Escapists

Разработчик: Mouldy Toof Studios

Год выхода: 2015–2017

Обе части — двухмерные стратегии с видом сверху. Игрок получает под управление среднестатистического заключенного, который между прогулками в тюремном дворике и пережевыванием баланды строит амбициозные планы побега.

Оказавшись в тюрьме, персонаж должен следовать строгому распорядку дня: приемы пищи, проверки, прогулки, сон. В процессе он общается с другими заключенными, выполняет для них простенькие задания, получая взамен информацию. Во второй части добавили крафт, теперь можно собирать лопаты, кукол, тазеры и много чего еще.

Цель — выбраться из тюрьмы. Как правило, есть несколько способов, далеко не все очевидны. В каждой миссии игроку предлагается новая тюрьма. Все тюрьмы обладают характерными особенностями, которые нужно учитывать при попытке побега. Во второй части тюрем больше. Есть даже мобильные и космические.

В игре много нюансов. Например, надзиратели периодически устраивают обыски и нужно успеть попрятать все вещи или передать их кому-то. Если игрок попадается, его отправят в карцер и весь прогресс сбросится. Во второй части добавили неплохую боевую систему. Есть кооператив.

The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena

Разработчик: Starbreeze Studios

Год выхода: 2009

Assault on Dark Athena — это одновременно дополнение и ремейк оригинальной The Chronicles of Riddick. Половина игры полностью дублирует сюжет первой части, дальше история рассказывает о том, как Риддик попал на корабль наемников «Темная Афина». С киновселенной игровая не пересекается, это предыстория.

Жанрово перед нами стелс-экшен с элементами шутера и головоломки в научно-фантастическом сеттинге. Главный герой — Ричард Риддик, срисован с Вина Дизеля, им же озвучен. По сюжету Риддик попадает в самую жуткую тюрьму во вселенной, которая называется Бухта Мясника. Но оставаться в ней фурианец, конечно, не намерен.

Игрок постепенно вливается в тюремную жизнь Бухты, изучает местных обитателей, ищет возможность сбежать. Есть основная квестовая ветка и несколько дополнительных заданий, которые помогут лучше узнать Бухту. Но выбраться из тюремного блока — полдела. Дальше нужно как-то покинуть планету, это гораздо сложнее.

По ходу игры Ридик регулярно вступает в схватки с заключенными и охранниками. В основном это рукопашные бои, так как огнестрельное оружие слишком громкое и его мало. Ричард использует собственные кулаки, ножи, кастеты, не стесняется хватать все, что плохо лежит рядом. Поединки — одна из сильных сторон игры, они быстрые, динамичные и реалистичные.

A way out

Разработчик: Hazelight Studios

Год выхода: 2017

Запоминающийся мультиплатформенный проект, который наглядно показывает, что один в поле не воин. От слова «совсем». Главная особенность A Way Out в том, что у нее нет одиночного режима. Либо локальная сеть, либо кооператив через Интернет. В игре два главных героя, и чтобы обрести свободу, оба должны выложиться по полной.

Жанрово это action-adventure с видом от третьего лица. Если выбран режим локальной совместной игры, экран делится пополам. Главные герои — Лео и Винсент, заключенные, которым непременно нужно сбежать из тюрьмы и скрыться от властей. История двух героев развивается параллельно, прогресс не может быть синхронизирован.

Каждая задача имеет несколько вариантов решения, но любой путь требует одновременной работы обоих игроков. Например, один отвлекает охранника, а другой взламывает дверь. Это важная игровая механика — игрокам всегда нужно планировать свои действия заранее и соблюдать тайминг, чтобы достичь цели. У героев нет специальных навыков, поэтому оба игрока могут выполнять одинаковые действия.

В A way out есть неигровые персонажи с ветками диалогов, которые меняют игровые события. Причем пока один игрок говорит с персонажем, второй может только слушать. В целом, квесты линейные, но возможны вариации, которые определяются выбором в диалогах и методом решения задач. Сюжет интересный, на уровне качественного блокбастера.

The Suffering

Разработчик: Surreal Software

Год выхода: 2004

У игры есть продолжение, и оно на уровне. Однако во второй части не нужно сбегать из тюрьмы, поэтому она не подходит для нашего обзора. The Suffering во многом уникальный продукт, великолепно сочетающий элементы шутера от первого лица с психологическим хоррором.

Главного героя зовут Торк, он попал в тюрьму на острове по обвинению в убийстве жены и детей. Убивал ли их Торк на самом деле — зависит от игрока, потому что хотя общий сюжет линейный, в зависимости от решений героя меняется финал истории.

Едва Торк попадает в камеру, на острове происходит землетрясение и вся инфраструктура рушится. Герой без труда выбирается из камеры, но чтобы выбраться с острова, ему придется пройти через настоящий ад. Потому что охранники и другие заключенные — это только цветочки.

Игра мрачная и напряженная, в свое время завоевала массу наград. Сейчас графика смотрится примитивно, но ради сюжета и атмосферы в нее стоит поиграть. Это лучшая демонстрация мысли о том, что нет тюрьмы страшней, чем та, в которую человек заключил себя сам.

Case #8

Разработчик: Peace

Год выхода: 2016

Есть мнение, что это самая необычная игра про побег из тюрьмы. Во-первых, проект реализован в мрачном sci-fi сеттинге. Во-вторых, это великолепный психологический хоррор, где домыслы гораздо страшнее того, что герой видит на самом деле. В-третьих, сюжет и правда удивляет.

По завязке все просто — недалекое будущее, тюрьмы перенесли под землю. Герой — заключенный, который не готов мириться с произволом властей и хочет сбежать. Похоже, его осудили по ошибке. Или нет? Это игроку тоже предстоит узнать. Но сначала нужно понять, что вообще происходит и почему вокруг нет ни одной живой души.

Жанрово это симулятор ходьбы с головоломками. Причем головоломки порой действительно сложные. Сюжет подается через обрывочные воспоминания герои, записки, фотографии и прочие мелочи. Главная фишка игры — жуткая гнетущая атмосфера, которая формируется визуальным окружением и отличной работой со звуком. Есть парочка годных скримеров.

Prison Break: The Conspiracy

Разработчик: ZootFly

Год выхода: 2010

Когда игра вышла в релиз, фанаты одноименного сериала с ходу разделились на два лагеря. Одни игру возненавидели, другие едва не боготворили. Проект и правда получился спорным. Но если рассматривать его в отрыве от сериала, то у словаков вышел неплохой атмосферный квест.

Несмотря на то что игра дублирует события сериала, игрок не управляет Майклом Скофилдом, который был главным героем в киношной франшизе. Здесь главгер — Том Пакстон, секретный агент «Компании», внедренный в тюремное сообщество для слежки за Скофилдом. Ближе к финалу сюжет игры рассказывает о событиях, которые в сериале не затрагивались.

Жанрово это смесь панорамного триллера, экшена и головоломки. В игре много кат-сцен, некоторые интерактивные. В основном игрок перемещается по территории тюрьмы и пытается собрать воедино сведения о Скофилде. Кроме основной цепочки квестов, есть дополнительные задания, которые на сюжет никак не влияют.

Временами игроку придется заниматься паркуром, в нескольких эпизодах игра превращается в подобие стелс-экшена. Довольно много драк, хотя как раз драки — слабая сторона проекта. Игроки отметили, что механику уклонения от ударов сложно использовать из-за неудобного угла камеры. В остальном геймплей интересный, сюжет увлекает, даже если смотрели сериал.

Inmates

Разработчик: Davit Andreasyan

Год выхода: 2017

Тоже хоррор. В этот раз на старте вообще ничего не понятно. Главный герой оказывается в заброшенной тюрьме. Он не помнит, как и почему здесь оказался, поэтому с завидным упорством пытается убедить себя, что это лишь сон. Кошмарный сон.

Жанрово перед нами опять симулятор ходьбы с головоломками. Первое, что бросается в глаза, это атмосфера. Unreal Engine 4 в очередной раз доказывает, что в умелых руках способен творить истинные визуальные шедевры. В тюрьму веришь. Она жуткая, старая, но не такая заброшенная, как кажется на первый взгляд.

Скримеры реально пугают. Звуковое сопровождение — выше всяких похвал. Сюжет раскрывается буквально по крупицам — смазанные надписи на стенах, предметы без описания, о происхождении и назначении которых игроку придется догадываться самому. Сложно сказать, чего в сюжете больше — психологического или мистического. Но если есть желание поискать подтексты, их здесь в достатке.

Вторая фишка игры — головоломки. Они действительно сложные. На старте это было основной причиной негативных отзывов. Современный геймер оказался не готов к головоломному хардкору. Придется вспомнить уроки математики, а игроки, знакомые с теориями из квантовой физики, откроют для себя сюжет с неожиданной стороны. Хотя он и так удивит, не сомневайтесь.

Creepy Vision

Разработчик: Orange Valley

Год выхода: 2019

Снова хоррор. Что неудивительно, ведь едва ли у кого-то образ тюрьмы ассоциируется с чем-то позитивным и жизнеутверждающим. Но ребята из Orange Valley пошли дальше, чем можно себе представить. В их мире тюрьма — не какое-то здание, это целое измерение. Оно живет по своим правилам, и здесь не нужны охранники.

Изначально мы ничего не знаем о главном персонаже, даже его имя нам неизвестно. Но герой точно помнит, что он в тюрьме, а его цель — собрать десять каких-то кассет. Зачем и почему — узнаем в финале.

Все измерение-тюрьма представляет собой десять кардинально отличающихся локаций. Локации постоянно перестраиваются в зависимости от того, что делает игрок. В каждом помещении есть 1–2 задачи, они совершенно неочевидные и нет никаких подсказок. Иногда игроку нужно просто наблюдать, порой встречаются простенькие QTE. Но некоторые задачи действительно из ряда вон. Согласитесь, сразу не поймешь, что дыру в унитазе можно заткнуть собственным телом! И это еще не самая сложная и не самая извращенная задача.

Игра удивляет на каждом шагу. Локации перестраиваются и меняются, как лестница в Хогвартсе. Выглядит жутко и завораживающе. История короткая, но у нее большой потенциал реиграбельности, потому что есть несколько концовок и события могут разворачиваться разными путями в ответ на решения игрока.

Санитары подземелий (Planet Alcatraz)

Разработчик: 1С, Полный Пэ

Год выхода: 2006

В свое время опус навел такого шороху, что старший оперуполномоченный Гоблин гордится своим детищем до сих пор. Игра действительно получилась интересная и на свое время технически качественная. Сегодня графика может выглядеть угловато, но ради пучковских шуточек и нетривиального сюжета поиграть можно.

Это единственная игра в нашем списке, по сюжету которой игрок не сбегает из тюрьмы, а стремится предотвратить побег. Сценарий писался по мотивам одноименной книги Пучкова. Разведывательно-диверсионная группа прибывает на тюремную планету Матросская тишина, где, как стало известно от оперативников, заключенные строят космический корабль.

По жанру это классическая тактика в режиме реального времени с активной паузой. С тактической точки зрения особых изысков нет, но подумать придется. Вначале все не так интересно, пока герой один, а из вооружения только дубина. Но потом он собирает напарников, обживается амуницией и все становится куда атмосфернее. Противников много, они разные. Юмор Гоблина придает игре особую изюминку, в этом плане ее даже не с чем сравнить.

Сюжет увлекает, следить за приключения Кабан и Ко хочется. Глубоких подтекстов нет, но есть живые персонажи, которых понимаешь и которым веришь. Тюрьма здесь тоже «правильная». То есть воровской жаргон все-таки вышел в космос.

Half-Life: Caged

Разработчик: Future Games Select

Год выхода: 2017

Лучшая фанатская модификация к HL, причем именно к первой части. Она настолько удалась, что Valve признали ее как родное дитя. Сейчас мод в Стиме можно поставить абсолютно бесплатно, оригинальная HL для запуска не требуется.

Сюжета нет. Главный герой — условный заключенный в условной тюрьме «Альянса». Цель — сбежать. По жанру это чистый шутер, но есть у него пара особенностей, которые каждого уважающего себя олда обязательно заставят пустить скупую мужскую слезу.

Во-первых, это тот самый движок 1998-о года. Во-вторых, это треки Lazerhawk. В-третьих, это на 100% скопированный геймплей. Сама тюрьма удивила. Без вентиляционных решеток, конечно, не обошлось, но местами приходится превозмогать. Враги поумнели, их много. Это заставляет думать, а не лезть на рожон.

Игра короткая, но сильно зависит от уровня сложности. Перепроходить хочется, даже очень. Есть 6 основных достижений за 6 базовых локаций. После полного прохождения игрок получает бонус в виде дополнительной миссии-эпилога. Есть секретное достижение о взаимоотношениях между героем и Роботом. Спойлерить не осмелимся.

На самом деле, хороших игр на ПК про побег из тюрьмы не так много. Мы постарались рассмотреть самые интересные. Возможно, что-то упустили. Хотите исправить? Добро пожаловать в комментарии!