Много ли игр, в которых действие разворачивается на просторах нашей необъятной? Много. А еще больше таких, где отечественные реалии взяты за основу, но, как говорится: «Все имена и события вымышлены, а совпадения случайные». И это не только Сити-17…

Серия Metro

Разработчик: 4A Games

Год выхода: 2010–2019

Серию делали выходцы из GSC Game World, которым мы обязаны появлением без преувеличения легендарного «Сталкера». В «Метро», которое творили по мотивам одноименной книжной вселенной Дмитрия Глуховского, сталкерский дух прослеживается явно. Как и дух «Пикника на обочине» Стругацких, ставшего идейной предтечей обеих франшиз.

Действие игр «Метро» разворачивается в России, правда, в постапокалиптической. Ядерная война, начавшаяся по неизвестной причине, стерла цивилизацию с поверхности планеты. В Москве выжило около 40 тысяч, которым удалось пережить ядерный ад, спрятавшись в метрополитене. Но человек всегда остается человеком. Поэтому выжившие быстро сформировали фракции-группировки, воюющие между собой за ресурсы и жизненное пространство. 

Дальше — больше. Мутанты, аномалии, Черные. Жанрово все игры серии представляют собой классический шутер от первого лица с элементами сурвайвал-хоррора. Сюжет действительно захватывающий, графическая составляющая — на пять баллов, особенно в последней части «Metro Exodus».

Assassin’s Creed Chronicles: Russia

Разработчик: Climax Studios

Год выхода: 2016

Суб-серия Chronicles включает три игры, которые рассказывают три независимые истории. Действие первой разворачивается в Китае, вторая переносит нас в Индию, третья — в то уникальное время, когда Российская Империя уже перестала существовать, но Советский Союз себя еще не осознал.

На дворе 1918-й год. Страна только что пережила революцию. Главный герой — ассасин Николай Орлов. Он решает уехать из страны, но прежде должен выполнить для Братства последнее задание. Ему нужно пробраться во дворец, захваченный большевиками, и выкрасть оттуда некую шкатулку, за которую ассасины и тамплиеры сражались веками. Попутно Орлов становится свидетелем расстрела царской семьи, причем ему удается спасти одну из дочерей царя — Анастасию. 

Анастасия оказывается носителем уникального дара, который интересен как тамплиерам, так и ассасинам. Дальше сюжет закручивается в лучших традициях здравых голливудских блокбастеров. По жанру это псевдотрехмерный стелс-экшен с оригинальной рисовкой. В игре много моментов, которые вызывают смешанные чувства. Например, как вам ассасин, вооруженный винтовкой Мосина, м?

Rise of the Tomb Raider

Разработчик: Crystal Dynamics

Год выхода: 2016 (ПК)

Очередная игра популярной франшизы неожиданно забрасывает неутомимую Лару в Сибирь. Что интересно, Лара ищет в Сибири Китеж. Тот самый, который по легендам находится в Нижегородской области. Почему мифический город внезапно оказался в Сибири, никак не мотивируется.

Сюжетно игра продолжает серию комиксов Tomb Raider: The Ten Thousand Immortals. Лара ищет лекарство для умирающего Сэма. В Китеже она намерена найти секрет бессмертия, чтобы спасти старого друга. Дальше нас ждет типичный для серии action-adventure от третьего лица. С охотой на всевозможную живность, простеньким крафтом, хитроумными головоломками и многочисленными врагами, которых в этот раз представляет таинственная организация «Тринити». 

Из особенностей, помимо колоритных околосибирских пейзажей, можно отметить пару новых механик. Например, местность, по которой путешествует Лара, регулярно накрывает снежными бурями, от которых нужно оперативно спасаться. А в горах есть опасность попасть под лавину. Насколько реалистично в игре передан «сибирский дух» — вопрос спорный. В любом случае придется постараться, чтобы выследить зайца по следам и не умереть от переохлаждения.

Atom RPG

Разработчик: Atom Team

Год выхода: 2018

Сразу скажем, что называть Atom «Русским Фоллаутом» — моветон. Пошло это явно не от олдфагов, которые со старым добрым «фолычем» знакомы лично. Тем не менее, проект действительно интересный. Как минимум, с точки зрения сетттинга.

Действие Atom RPG разворачивается на просторах альтернативного СССР, где в 1986-м году не Чернобыль «грохнул», а разразилась ядерная война с США. Разработчик решил пойти по пути наименьшего сопротивления, взяв готовую идею из Wasteland. Только здесь не рейнджеры, а некий АТОМ. Игроку предстоит путешествовать по постъядерным пустошам России-матушки, встречать интересных и не очень персонажей, много стрелять, много договариваться, чуть-чуть стелсить… 

В целом, с Fallout и Wasteland здесь списано чуть больше, чем все. Однако игра берет колоритом, он передан действительно неплохо. Атмосфера Союза, пережившего атомную бойню, создается детально проработанным окружением, яркими диалогами и сюжетными коллизиями, на которые порой смотришь и думаешь: «Только у нас это могло случиться, только у нас».

Marauder

Разработчик: Apeiron

Год выхода: 2009

На Западе игра известна под альтернативным названием «Man of Prey». На момент выхода, что называется, наделала шороху. Потому что сюжет основан на одноименном романе Беркема аль Атоми. В 2021 году такую игру никто не рискнул бы выпустить.

По сюжету Кремль оказывается под контролем про-американских функционеров. Как результат, на территорию страны вводятся американские «миротворцы». Для насаждения демократии, разумеется. По факту все местные администрации просто распустили, чтобы никто не мешал выкачивать из страны природные ресурсы. Но это глобальный сюжет. Действие самой игры разворачивается в уральском городе Тридцатка, который погряз в войне между независимыми группировками. Начав с дедовским обрезом, игрок пройдет непростой путь мародера, научившись выживать в мире, где больше нет законов. 

По жанру это тактическая РПГ в духе Бригады Е5 и Jagged Alliance. Так как разработчику внезапно перекрыли финансирование, все баги не успели исправить, патчи просто перестали выходить. Тем не менее, народные умельцы до сих пор сами выпускают моды, которые исправляют технические проблемы и добавляют контент. Поиграть стоит ради продуманного тактического элемента и атмосферной составляющей. Бабки с топорами, да мужики с куполами — это еще даже не весь колорит…

Смерть шпионам

Разработчик: Haggard Games

Год выхода: 2007

В Европе игра вышла под названием «Death to Spies». Повествует об одноименной организации, созданной в СССР в 1943-м году. Упор сделан на реализм. В том смысле, что все миссии основаны на реальных событиях. Оружие и техника тоже разработаны на основании исторических прототипов. В свое время игра признавалась культовой в жанре стелс-экшн.

О сюжете ничего говорить не будем, он в стиле лучших шпионских детективов. А вот про геймплей сказать стоит. Например, игрок может взять практически любой мелкий предмет и бросить его в сторону, чтобы отвлечь охранника, патрулирующего целевую зону. Казалось бы, что тут особенного? 15 лет назад стелс-эшкены применяли такие фишки повсеместно! А особенность в том, что ту же тарелку или кружку можно бросить не в темный угол, а в голову охранника, чтобы его оглушить. 

С маскировкой тоже все хитро. Убить врага и переодеться в его одежду — не проблема. Но если игрок предварительно перерезал противнику горло ножом, то использовать его одежду не получится. Ведь она вся в крови! В далеком 2007-м такого от стелсов еще никто не ждал. А еще в игре есть ставший легендарным момент с хлороформом. Нанесенный на платок, он быстро улетучивается, но можно сжать руку в кулак. И персонаж реально выполняет анимацию — видно, как он сжимает руку. Вот такой подход, хотя мы даже половины особенностей игры не перечислили.

Бесконечное Лето

Разработчик: Soviet Games

Год выхода: 2013 (РФ)

Отечественный проект, в англоязычных странах известный как Everlasting Summer, в представлении не нуждается. Это первая российская визуальная новелла, вышедшая на мировую арену и покорившая сердца миллионов. Моды на БЛ активно пишутся до сих пор. До сих пор игру признают эталоном жанра.

Место действия — современная Россия. Главный герой — Семен, обычный парень. Однажды он садится в автобус номер 410 и… оказывается в пионерском лагере. Тщетные попытки понять, что с ним произошло, сталкивают Семена с множеством ярких персонажей и странных ситуаций, которые лишь частично проливают свет на события игры. Понять все при первом прохождении не получится, при втором тоже. Даже после пятого останутся вопросы. В оригинальной игре без модов 13 концовок. 

Чтобы собрать полную картину, придется дойти до каждого из возможных финалов. Но проблем с этим нет, потому что игра действительно атмосферная и интересная. А уже пройденные сюжетные эпизоды можно свободно перемотать до следующего критического выбора. Что интересно — колорит советского пионерлагеря передан на 100%. Любой, кому в детстве посчастливилось побывать в таком лагере, сразу это отметит. Игра рекомендована к ознакомлению даже тем, кто никогда не считал визуальные новеллы за полноценные игры (а такие есть, да).

Mother Russia Bleeds

Разработчик: Le Cartel Studio

Год выхода: 2016

По названию ясно, что игра фановая. Но подтекст у нее, скажем так, остросоциальный. Это не удивительно, ведь сей шедевр выпустила французская контора, а эти ребята хорошо знают, что значит бороться за свободу.

Сюжет переносит нас в альтернативные 1980-е, где СССР начал ломаться гораздо раньше. Страна погрязла в анархии, преступность легализована. В какой-то момент мафия начинает распространять среди населения новый наркотик «Некро», который выводит галлюцинации на новый уровень. Главный герой — Сергей, сельский цыган. Мафия похищает его и проводит над ним эксперименты по разработке новой версии «Некро». 

Сергей сбегает, но, вернувшись в родное село, находит на его месте руины, по которым бродят полумертвые наркоманы. В этот момент Иван решает, что хватит это терпеть! Геймплейно перед нами Beat’em up, исполненный в лучших традициях Streets of Rage и Double Dragon. Это значит, что игрок переходит от одной локации к другой, избивая в рукопашной сонмы врагов. Помимо собственных рук и ног в ход идут любые подручные предметы, от монтировок до канализационных люков. В игре пиксельная графика. Колорит стран социалистического лагеря передан на ура. Рисовка в кат-сценах топовая. Игра однозначно рекомендуется к ознакомлению.

Singularity

Разработчик: Raven Software

Год выхода: 2010

Еще один шутер от первого лица с элементами сурвайвл-хоррора. В отличие от Метро, здесь упор сделан на научно-фантастическую составляющую. И главные герои тут американцы, хотя действие происходит на условно-российской территории.

По сюжету в послевоенные годы на острове Каторга-12 в Охотском море Сталин приказал построить секретную научную лабораторию по исследованию Элемента-99 (он же Эйнштейний). При Хрущеве что-то пошло не так и лаборатория официально была уничтожена. В 2010-м американский спутник внезапно фиксирует радиоактивный всплеск на острове, которого даже на карте нет. 

Бравые морские котики направляются на остров, чтобы разгребать за советами результаты их научных разработок. Дальше мутанты, правительственные заговоры, пятая колонна, короче — полный набор. Сюжет интересный, геймплей бодрый. Особенно когда игрок получает в свое распоряжение МВП — мобильный временной преобразователь. Сверхчеловеком его это не делает, но «состарить» или «омолодить» какой-то объект бывает полезно. Например, восстановить разрушенные ворота или превратить врага в высохший скелет.

Kholat

Разработчик: imgn.pro

Год выхода: 2015

На старте этот симулятор ходьбы получил смешанные отзывы, так как аудитория оказалась не готова к тому, что историю группы Дятлова можно подать в таком ракурсе. Сейчас комьюнити одумалось и свежие отзывы в Стиме в основном положительные. На наш взгляд, игра стоит внимания.

Сюжет посвящен гибели группы туристов на перевале Холат-Сяхыл в 1959-м году. Адекватной официальной версии случившегося нет до сих пор, поэтому вокруг истории продолжают расти теории разной степени конспирологичности. Однако Kholat заходит с другой стороны. Игроку предстоит собирать по крупицам пазл, в котором элементы, на первый взгляд, вообще не связаны между собой. Главный герой путешествует по большой открытой локации, представляющей собой внушительный кусок Уральских гор с перевалом Холат-Сяхыл в центре. 

Нужно понять, что здесь произошло больше полувека назад. Как понять — решай сам. Отчасти это и «напрягло» молодежь, которая привыкла действовать по указке. На карте масса интерактивных объектов и скриптовых событий, к которым игрок может подходить в любой последовательности. Мистика, научная фантастика, философия — в игре всего хватает. Сами локации получились колоритными — есть ощущение, что разработчики реально побывали в уральских горах. Атмосферности прибавляет размеренный голос Шона Бина, который читает закадровый текст.

Анабиоз: Сон разума

Разработчик: Action Forms

Год выхода: 2008

Классический представитель жанра сурвайвал-хоррор в неклассическом сеттинге. Рассказывает удивительную историю советского метеоролога Александра Нестерова, который покидает дрейфующую исследовательскую станцию в Арктике и направляется домой. Однако волею судьбы он оказывается на борту атомного ледокола «Северный ветер», который многие годы считался пропавшим…

Зачин для крутого триллера, не так ли? На самом деле, «Анабиоз» таким триллером и является. Как в свое время написали в «Игромании», этой игре веришь. Веришь ее атмосфере, ужасам, переживаниям Нестерова. Все это передается через глубокие рассуждения героя, который оказался один на один с кошмарами заброшенного корабля. Через великолепную графическую составляющую с реалистичной физикой (спасибо PhysX). Через постепенно раскрывающееся прошлое судна и прямую аналогию с легендой о Данко Горького. 

По ходу сюжета игроку предстоит бродить по кораблю, решая головоломки разной степени сложности и периодически сражаясь с мутировавшими остатками экипажа. Цель — разобраться в произошедшем. Помогает в этом ментал-эхо — уникальная способность героя переживать последние моменты гибели мертвого существа, к которому он прикоснулся. В игре есть и другие геймплейные фишки, но останавливаться на них нет смысла. Это одна из тех историй, которые лучше пережить самому. В смысле поиграть самому.

Еще можно вспомнить серию «Спецназ», DUSK 12, серии Red Alert и Казаки, Workers & Resources: Soviet Republic. Игр, где действие происходит в СССР/России, действительно много. Если у вас на примете есть те, которые достойны нашего топа, будем рады обратной связи в комментариях!