Как правило, симулятор бога пересекается с симулятором жизни и стратегией. Первая игра этого жанра вышла в 1989 году, она называлась Populous и на тот момент не имела геймплейных аналогов. Сегодня на виртуальных прилавках цифровых магазинов десятки таких проектов, остановимся на лучших представителях.

Spore

Разработчик: Maxis

Год выхода: 2008

В 2009 году SPORE получила премию «Лучшая игра года» по версии Британской академии видеоигр. До сего дня она считается эталоном жанра, ведь игрок управляет не какой-то отдельной цивилизацией, а жизнью в буквальном смысле.

Иногда Spore называют симулятором эволюции. Это справедливо, потому что первая фаза игры описывает жизнь биологических клеток. Игрок получает под управление одну клетку со случайным набором характеристик. Дальше, чтобы выживать, клетке нужно меняться, становиться сложнее. Здесь уже игрок решает, какие качества она будет развивать.

Вторая фаза — многоклеточное существо получает мозг и выходит на сушу, где продолжает борьбу за выживание с другими видами. Игрок выбирает внешний вид существа, исходя из способа выживания, который кажется ему предпочтительнее. Затем несколько однотипных существ объединяются в племя и начинают действовать совместно.

Следующая фаза — цивилизация. Здесь все, как в глобальной стратегии. Задача — захватить другие города на планете. Можно действовать силой оружия, есть политические и экономические инструменты. С захватом контроля над планетой и постройкой космического корабля начинается пятая фаза — космическая. Теперь цель игрока — полное исследование галактики.

Для Spore выпущено несколько масштабных дополнений, значительно расширяющих возможности игрока и игровой мир. В дополнении «Космические приключения» можно создавать и редактировать глобальные квесты. Благодаря уникальному игровому процессу и забавной графике Spore популярна до сих пор.

Black & White

Разработчик: Lionhead Studios

Год выхода: 2001

Lionhead Studios выпустила уже упомянутый Populous, а в 1997 году — Dungeon Keeper. Обе игры были симуляторами бога, но мировую известность компания получила благодаря Black & White. В отличие от Spore, здесь игрок выступает в роли конкретного бога, а не эволюции в целом.

В режиме кампании мы получаем под свое управление поселение, находящееся на первобытном уровне развития. На глобальной карте есть и другие поселения, каждое из которых управляется собственным богом. Цель игры — развить собственное поселение до полноценной цивилизации и присоединить к ней остальные города на карте.

Игрок не может напрямую влиять на жителей, но может создавать условия для того, чтобы облегчить развитие поселений. Например, наслав на поля дождь, он получит бонус к урожаю. Также игрок может локально ускорить время, чтобы здание построилось быстрее или рабочие быстрее добыли какой-то ресурс.

Эти способности игрока условно называются магией. Магия есть не только созидательная. Например, можно убить группу людей из другого поселения цепной молнией или выжечь город огненный шаром. Не без последствий, само собой.

Важная особенность Black & White заключается в том, что каждое действие игрока влияет на его цивилизацию. Есть две шкалы — «добро» и «зло». Они заполняются в соответствии со стилем игры. Также в распоряжении игрока два советника — ангел и демон, они рассказывают о последствиях тех или иных действий.

Это только надводная часть айсберга. В Black & White масса механик. Есть целая ветка развития храма божества. Есть аватар божества, которым игрок управляет напрямую. Есть система чудес и механика управления погодой. Дополнение Black & White: Creature Isle расширило игровой контент и усилило ИИ. Вторая часть, вышедшая в 2005 году, не принесла совершенно ничего нового и в целом считается менее успешной.

From Dust

Разработчик: Ubisoft Montpellier

Год выхода: 2011

Еще один наследник Populous. В отличие от идейной предтечи, From Dust несколько меняет масштаб и дает уникальный игровой опыт. Некое первобытное племя призывает Дыхание, незримую сущность, наделенную сверхчеловеческими способностями. Этой сущностью является игрок, ему предстоит присматривать за племенем, защищая его от агрессивных природных сил, которые правят этим экзотическим миром.

В игре действительно необычная атмосфера, а стилистика племени неуловимо напоминает общий антураж Zeno Clash. Племя, призвавшее игрока, живет на архипелаге, который постоянно подвергается влиянию стихий. Цунами, извержения вулканов, землетрясения, песчаные бури — это далеко не полный список. Игрок может моделировать погоду, но он не всесилен. Например, он не может полностью остановить цунами, но может сдерживать волну, пока сила прилива не ослабнет, или пока люди не покинут опасную зону.

Основной метод взаимодействия с игровым миром — терраформинг. Игрок может менять рельеф, выращивать леса, осушать озера. Все это необходимо для развития племени и его защиты. Племенные шаманы заранее предупреждают Дыхание о надвигающейся катастрофе, и ему нужно придумать, как спасти людей. Помимо защиты от стихии, есть сюжетные задачи, основанные на поисках знаний древней цивилизации.

По ходу сюжета племя будет находить странные мегалиты, которые наделяют Дыхание новыми способностями и расширяют игровой мир. Испытания тоже будут становиться сложнее. Например, на архипелаге могут появиться самовоспламеняющиеся растения. В целом, From Dust получила спорные отзывы. Но все минусы касались технической части. В игре минимум графических настроек и неудобная система защиты авторских прав от Ubisoft, требующая постоянного подключения к Интернету.

Godhood

Разработчик: Abbey Games

Год выхода: 2020

Один из самых необычных проектов, появившихся в Стиме за последние пару лет. Технически является симулятором бога, но с точки зрения сюжета и геймплея это скорее симулятор религиозных войн.

Игра начинается с того, что игрок создает собственную религию и аватар бога (себя). Есть масса настроек. Название религии, имя бога и внешний вид аватара ни на что не влияют. Но такие настройки, как мировоззрение, определяют стиль игры и бонусы племени. Не обязательно делать войну идеологической основной цивилизации, но воевать все равно придется, это основной способ расширения влияния.

Итак, на глобальной карте помимо поселения игрока есть множество других поселений. В каждом из них свой бог. Через миссионеров игрок постепенно вводит новые заповеди и догматы, задает миссионерам классы, создает священные реликвии. Все это повышает уровень веры. Когда игрок считает, что готов, он посылает миссионеров в соседнее поселение. Три миссионера выбираются случайным образом для ритуального боя с чемпионами другого бога.

Ритуальные бои называются таинствами, они проходят в режиме автобоя. Для игрока важно грамотно развивать миссионеров и комбинировать их способности. В этом аспекте Godhood предлагает интересный РПГ-элемент. Есть немного экономики, связанной с развитием поселений. Необходимо строить храмы и другие постройки, от рынков до складов. Глобальная задача — остаться единственным богом на карте, сделав жителей всех поселений последователями своей религии.

Ecosystem

Разработчик: Tom Johnson

Год выхода: 2021

Учитывая популярность Spore, кто-то должен был попытаться подойти к вопросу с научной точки зрения. То есть придумать симулятор бога, в котором эволюция основана на реальных биологических и физических законах. Тому Джонсону нужно отдать должное, его Ecosystem представляет собой симулятор бога совсем другого уровня.

В безраздельное пользование игроку дается значительный кусок дна мирового океана. Мы можем менять рельеф, глубину, высаживать разные виды водорослей и кораллов. Настраиваются десятки показателей, включая состав воды и интенсивность освещения.

Формируя закрытую экосистему, игрок параллельно заселяет ее рыбами. Каждый параметр новой рыбы настраивается с точностью до угла поворота суставов. Важно задать верные параметры, чтобы обеспечить жизнеспособность вида. В дальнейшем каждый вид будет эволюционировать самостоятельно в ответ на изменения в экосистеме и появление других видов. Например, запустив в океан новых хищников, игрок стимулирует «мирных» рыб развивать защитные реакции.

Анимация рыб основана на законах физики, они используют импульс, крутящий момент. Также рыбы эволюционируют психически. Некоторые становятся агрессивнее, другие сбиваются в стаи или прячутся. Реакции зависят от предустановок и изменений в экосистеме.

Думаете, сложно? Да, это сложно, придется учитывать массу нюансов. Но игра медитативная, она никуда не торопит. Перед нами самый неторопливый симулятор бога. И самый научно обоснованный.

Dungeon Keeper 2

Разработчик: Bullfrog Productions

Год выхода: 1999

В 1997 году часть команды Bullfrog создала собственную компанию Lionhead Studios. Оригинальная контора просуществовала до 2001 года, успев выпустить пару шедевров. Среди них — Dungeon Keeper 2, лучшая часть франшизы, которую фанаты до сих пор считают непревзойденной.

На самом деле, Dungeon Keeper 2 представляет собой симулятор дьявола, а не бога. Под управлением игрока находится его собственное подземелье, а прислуживают ему импы и демоны, причем на любой вкус. Геймплейно это стратегия в реальном времени.

Задача игрока — покорить все регионы подземного мира. Некоторые регионы управляются другими Хранителями подземелий. В каждом регионе есть портал. Объединив порталы, игрок открывает путь на поверхность (по лору верхний мир называется Мир Героев).

Оказавшись на карте, игрок получает в свое распоряжение небольшую пещеру и несколько импов. Импы могут прорубать в породе новые помещения и добывать ресурсы. Игроку необходимо призывать существ: от исследователей заклинаний и стражников до разведчиков и бойцов авангарда. Для этого нужно строить комнаты определенных типов и следить за тем, чтобы существа были довольны, иначе они могут восстать против Хранителя.

Как и в большинстве симуляторов бога, игрок напрямую не может взаимодействовать с существами (только хватать и шлепать импов, чтобы работали быстрее). Однако он может, например, объявить мобилизацию, для защиты подземелья устанавливаются ловушки. В игре еще много геймплейных фишек, которые не дадут заскучать на протяжении всей компании.

Reus

Разработчик: Abbey Games

Год выхода: 2013

Это один из первых проектов студии, которая позже выпустила хит Godhood. Однако Reus тоже имеет целую армию поклонников. Это забавный инди-проект с двухмерной графикой, в котором упор сделан на причинно-следственные связи между действиями игрока и развитием цивилизации.

Игрок управляет четырьмя богами-стихиями, каждый из которых может менять окружающий мир в пределах своей компетенции. Один наполняет моря рыбой и создает реки, другой выращивает леса и стирает горы в песок. Возможности по терраформингу практически не ограничены. Фишка в том, чтобы комбинировать способности разных существ.

В игре реализована глубокая система развития цивилизации, на которую влияет каждое решение игрока. Все сложнее, чем кажется. Например, если цивилизация будет развиваться в условиях изобилия ресурсов, открытие новых технологий замедлится. Люди станут жадными и начнут развязывать войны, что откатит общий прогресс.

С одной стороны, игроку нужно правильно менять окружающий мир. В его «божественном пуле» есть более 100 видов ресурсов. С другой стороны, важно следить за состоянием людей в поселении. Боги-стихии могут поощрять смертных или наказывать их за определенные действия, чтобы моделировать поведение. У Reus необычный визуальный стиль, который получил отдельную порцию положительных отзывов.

Universe Sandbox

Разработчик: Giant Army

Год выхода: 2015

В Стиме проект находится в разделе «Игры», но технически это не игра, а научная программа-симулятор. Здесь нет сюжета и лора. Под управлением игрока находится условный регион космоса, где он волен делать, что хочет. Создавать планеты и целые звездные системы, сталкивать их между собой или формировать условия для зарождения жизни.

Первое, что Universe Sandbox предлагает игроку, это создать собственную звезду. Можно выбрать светило любой последовательности, это определит особенности климата и развития планет. Дальше игрок создает сами планеты. Есть несколько десятков типов планет — от аналогов Земли до газовых гигантов вроде Сатурна.

Игрок задает массу планеты, ее возраст, расстояние от Солнца, орбиту. Все это влияет на климатические изменения, которые можно в любой момент ускорить, чтобы перейти к следующей фазе. Игрок может наблюдать геологические процессы в коре, ледниковые периоды, смещения материковых плит и мировых океанов.

Главная фишка игры касается глобального взаимодействия небесных объектов. Например, игрок может уронить на планету ее спутник, столкнуть две планеты или даже две звезды. Universe Sandbox разрабатывалась под эгидой астрофизиков, все результаты планетарных взаимодействий спрогнозированы и смоделированы реальными учеными.

В игре множество механик. Можно создавать сверхновые, пульсары, искривляющие пространство черные дыры, а еще есть темная материя, с которой не стоит шутить. Отдельный бонус — возможность загружать в симуляцию реально существующие космические объекты.

The Universim

Разработчик: Crytivo

Год выхода: 2021

Это самый свежий симулятор бога, сейчас он в Раннем доступе. Релиз запланирован на июнь. Игроку предстоит развивать гуманоидную цивилизацию в масштабах планеты. Сначала одной, потом как пойдет.

История начинается с местных Адама, Евы и их сына. Игроку нужно обеспечить людей теплом и кровом. Со временем популяция разрастается, люди учатся добывать ресурсы. Дальше возникают зачатки общества, развитие технологий и так далее. В финале — выход в космос и освоение других планет.

Геймплейно игра сочетает элементы экономической стратегии с непрямым управлением персонажами, как во всех симуляторах бога. Потребности популяции растут в процессе развития — сначала людям достаточно греться у костра и петь песни под ритмичный стук по досточке, но вскоре они уже захотят казино и игорные дома.

Еще одна особенность игры заключается в процедурно-генерируемых экосистемах. Каждая планета уникальна и подчиняется реальным законам развития космических тел. Движения тектонических плит могут вызывать землетрясения, а слишком много городов и выбросов в атмосферу неминуемо приведут к разрушению озонового слоя и глобальному потеплению.

Каждая планета постоянно бросает игроку вызов, и порой нужно очень постараться, чтобы сберечь цивилизацию. Развитие вариативное, есть множество технологических путей. Некоторые ведут к непредсказуемым результатам. Например, огромный робот для терраформинга с искусственным интеллектом может восстать и просто уничтожить планету!

Это далеко не полный список. Есть еще много хороших симуляторов бога, игры этого жанра продолжают активно выходить. Возможно, мы забыли что-то из классики или не знаем о новом шедевре? Будем рады узнать от вас из комментариев к статье!