Помните 2017-й? Именно тогда свет увидела великолепная Little Nightmares от Tarsier Studios. Никто не мог тогда знать, что очередной пазл-платформер станет новым эталоном жанра.

В чем же ее секрет? В первую очередь, конечно, в Шестой — крошечной девочке в желтом дождевике. Даже дизайн у нее беспроигрышный. Нарисовано просто, но стильно. Желтый цвет сильно выделяется на фоне мрачного окружения. Да еще и явный поклон в сторону «Оно»!

Протагонист — не воин, она — жертва обстоятельств, и от этого еще страшнее. Вся игра построена на этом контрасте: ты, малявка, против огромного, скрипящего железного мира под названием «Чрево», кишащего пугающими, искаженными обитателями.

Хвалить серию можно бесконечно — атмосфера, арт, звук... Да и сюжет сыграл не последнюю роль. Little Nightmares делает гораздо больше, чем рассказывает. Она ПОКАЗЫВАЕТ. Бегство от реальности, бесконтрольное потребление — все это здесь есть. А во второй части сюжета стало только больше!

И, конечно, Little Nightmares породила целую волну последователей. Все подхватили формулу: уязвимый герой, против которого весь мир, а спасаться приходится не силой, а стелсом, смекалкой и умением прыгать по карнизам. Правда, каждая новая игра ищет свой путь напугать нас до мурашек — кто-то через корпоративную духоту, кто-то через древние легенды, а кто-то через личные травмы.

LIMBO (2010): добро пожаловать на первый руг Ада

  • Разработчик: Playdead
  • Дата выхода: 21 июля 2010
  • Скачать: Steam

Жанр кинематографичного платформера-хоррора, где тебе ничего не объясняют, вырос в недрах датской студии Playdead. Именно они показали, как можно избавить игрока от икоты одним лишь силуэтом и гнетущей тишиной.

Оговоримся, что LIMBO, конечно, тоже имел своих вдохновителей (Coma, Oddworld: Abe’s Oddysee, Heart of Darkness). Но именно LIMBO была первой, кто всерьез скрестил платформер и хоррор — и сделала это с таким убийственным изяществом, что ей тут же прилепили гордый ярлык «арт-игры». Никаких диалогов, пояснений и сюжетных вставок. Ты — мальчик. Ты просыпаешься в лесу. И ты просто идешь вперед, через этот 2D-кошмар.

Игроку приходится выкручиваться, решая физические головоломки, где главный враг — сама окружающая среда. То дерево на тебя упадет, то камень покатится, а то и вовсе появится паук размером с дом. Жаль только, что атмосфера жуткого леса остается с нами только первую часть игры, а дальше все приходит к городским пейзажам, лифтам, ящикам, ящикам, ящикам… это немного ломает атмосферу.

Кстати, об атмосфере. Она здесь на 90% создана одной только картинкой — монохромной, зернистой, состоящей из силуэтов. Это одновременно жутко, чертовски красиво и намертво врезается в память. Но главный фокус — в звуке. Композитор Мартин Стиг Андерсен выкинул все эти традиционные оркестровки и скримеры, оставив лишь звенящую пустоту. Ужас здесь рождается из простых шагов по гравию, будто из дешевых хорроров 80-х. И это в разы эффективнее.

INSIDE (2016): Большой Брат следит за тобой

  • Разработчик: Playdead
  • Дата выхода: 29 июня 2016 года
  • Скачать: Steam

INSIDE взяла все, что было в LIMBO, и вывела на совершенно новый уровень. Местами удачно, местами не очень, но тут все субъективно. Помните ту простую 2D-плоскость? Здесь же — полноценная 2.5D-среда, где головоломки на физике и паркуре становятся в разы сложнее и изобретательнее. Хорошо ли это? Да, но часть атмосферы как будто испарилась.

Игра отказывается от привычной структуры уровней. Вместо этого — одна сплошная, отчаянная гонка к свободе. Ты бежишь, карабкаешься, пробираешься сквозь целый калейдоскоп локаций, которые сменяют друг друга без единой загрузки. Управление до безобразия простое: беги, прыгай, хватай. Вся сложность в гениальном дизайне этих головоломок, которые сначала кажутся обычными частями платформера.

Теперь о том, чем игра пугает. Если в LIMBO был первобытный ужас дикой природы, то здесь — холодная, давящая индустриальная антиутопия. Насколько это хорошо — пусть каждый решает сам для себя. Игра впечатляет работой со светом и тенью, создавая готические сцены с помощью предельно простых моделей персонажей. И все это кричит об одной теме — корпоративный контроль.

Но главное, за что INSIDE помнят до сих пор — это ее абсолютно сногсшибательный финал, который, безусловно, превзошел LIMBO. В нашей статье мы стараемся избегать спойлеров, поэтому не будем освещать деталей. Просто пройдите Inside до конца — это абсолютно того стоит.

White Shadows (2021): возвращение к монохрому

  • Разработчик: Monokel
  • Дата выхода: 7 декабря 2021
  • Скачать: Steam

White Shadows продолжает идею Inside с мрачной антиутопией, но возвращается к черно-белым корням LIMBO. Больше никакого 2D — только 2.5D, возня с предметами и другие, уже знакомые нам механики. А вот страх больше не столько экзистенциальный, как в LIMBO или INSIDE. Тут все прямиком из антиутопий Оруэлла.

Место действия — черно-белый мир, этакая гигантская индустриальная помойка, где единственный свет — от мерцающих лампочек. Ты — маленькая девочка-ворон, и тебе предстоит пробираться через этот механический ад. Чувствуешь себя одинокой песчинкой, а звуковой ряд — суровые промышленные шумы, разбавленные внезапными пассажами классики — только подчеркивает ощущение глобальной безнадеги.

Помните мы говорили про социальный подтекст Little Nightmares? Что ж, если вы оценили такой подход, White Shadows вам определенно понравится. Игра с порога предупреждает: тут вам и расизм, и системная несправедливость, и насилие. Знакомый прием «маленький герой против огромного мира» здесь становится прямой отсылкой к маргинальным группам, которые вынуждены выживать под гнетом жестокой и бездушной системы.

Bramble: The Mountain King (2023): скандинавский ужас пускает корни

  • Разработчик: Dimfrost Studio
  • Дата выхода: 27 апреля 2023
  • Скачать: Steam

Вы же знаете, что оригинальные сказки очень сильно отличаются от того, что доходит до массового читателя? Bramble: The Mountain King — тот самый случай, когда сказки оказались не для слабонервных. Вышла игра в 2023 году и сразу дала понять: здесь нет места диснеевским сладостям. Разработчики выкатили в релиз самый что ни на есть дикий скандинавский фольклор во всей его мрачной красе.

Игра заставляет нас принять на себя роль мальчика Олле, который пускается в опасный путь, чтобы спасти сестру из лап тролля. И да, создатели не стали смягчать удар — здесь и детоубийство, и суицид, и прочие «взрослые» темы, которые обычно в зацензуренных сказках аккуратно заметают под коврик.

Геймплейно все довольно линейно и привычно: стелс, платформинг и панические побеги от мифических тварей. Но главная фишка Bramble — в ее умопомрачительной атмосфере. Визуал играет на контрастах: вот вы любуетесь северным сиянием, а через секунду видите в кадре то, что предпочли бы не видеть. Музыкальная составляющая тоже заслуживает внимания. Легендарная композиция «В пещере горного короля» от Грига вписана настолько уместно, что не может не впечатлить — даже если вы слышали ее уже миллион раз.

А еще Bramble — это чистейший образец эко-готики. Природа здесь не друг, а угрожающая, живая сила. Мрачные заросли, покрывающие землю, — прямое следствие порчи того самого Горного короля, символ экологического коллапса, который наступает, когда рушится моральный порядок.

Фольклорные монстры здесь не для галочки. Встретите вы и Песту — воплощение эпидемий вроде Черной смерти, и Някена — мстительный водный дух, и Скосгру, которая мстит за тысячи жертв охоты на ведьм. Игра довольно далеко шагнула от LIMBO, но, вероятно, вдохновлялась Little Nightmares.

The Mooseman (2017): на встречу с древними духами

  • Разработчик: Morteshka
  • Дата выхода: 17 февраля 2017
  • Скачать: Steam

Если в Little Nightmares нас пугали урбанистические кошмары, то в The Mooseman страхи совсем иные — древние, как сама земля. Так как геймплейных механик совсем немного, возможно, это даже не игра, а художественная реконструкция мифов народа коми.

Вы — Шаман, один из сыновей бога-творца Йена. Мир погрузился в вечный холод, потому что солнце-Шонди украли, и вам предстоит сомнительная прогулка в Нижний Мир, чтобы его вернуть.

Геймплей — классический 2D-скроллер, но с одной крутой фишкой. Ваш шаман может щелкнуть посохом и переключиться между миром смертных и миром духов. И это не только красиво, но и полезно. Без такой способности не решить головоломки, не отогнать злых духов (тех же утопленников, что болтаются в реке Сир-Ю) и уж тем более не потягаться с местными божествами.

Визуал тут своеобразный, но, кажется, это именно то, что нужно такому проекту. Приглушенный, словно сошедший с древних артефактов. Сначала кажется простоватым, но потом ловишь себя на мысли, что именно такая стилизация и создает ощущение подлинности, будто листаешь старинный манускрипт. Звук, конечно, тоже не подкачал. Когда в ключевые моменты начинают звучать хоровые композиции на языке коми — понимаешь, сколько души вложили в игру.

Но главная изюминка — это лор. The Mooseman не впихивает его вам через скучные текстовые стенки. Вместо этого вы находите в мире токены и постепенно открываете записи в мифологическом индексе. Изначально они написаны на языке коми и древнем алфавите Анбур. Просто представьте, сколько времени и труда таится в обычном 2D-скроллере.

Among the Sleep (2014): монстры живут не только в шкафу

  • Разработчик: Krillbite Studio
  • Дата выхода: 29 мая 2014
  • Скачать: Steam

Так как Among the Sleep вышла раньше, чем Little Nightmares, вполне вероятно, что разработчики LN что-то взяли и от нее. В частности, концепцию «Маленький герой и большой страх». И в этом случае наш герой действительно маленький: ему всего два года! Да-да, не суперсолдат, не детектив, а самый что ни на есть карапуз, у которого даже день рождения нормально отметить не выходит — все омрачается родительской ссорой за дверью.

Механика здесь работает с одной целью — дать геймерам почувствовать эту детскую беспомощность. Персонаж семенит ножками или ползает, а взаимодействовать с миром может разве что с помощью своего плюшевого мишки, который и утешает, и светится в темноте. Даже пауза — это не просто меню, а ребенок, который закрывает ладошками глаза от страха. Такие мелочи всегда восхищают.

И этот страх из привычной домашней обстановки быстро перерастает в нечто большее. Обычная квартира превращается в сюрреалистический кошмар: шкафы становятся бесконечными тоннелями, а детские кроватки — гротескными ловушками.

Как и в случае с вышеупомянутой INSIDE, отдельного разговора заслуживает финал. Мы не будем спойлерить, но он пугает гораздо сильнее, чем любой монстр, который охотится на вашу ногу, опрометчиво торчащую из-под одеяла.

GYLT (2019): борьба с внутренними чудовищами

  • Разработчик: Tequila Works
  • Дата выхода: 19.11.2019
  • Скачать: Steam

Сразу оговоримся, что GYLT от Tequila Works довольно сильно отличается от других игр в нашей подборке. Как минимум, тут чистое 3D от третьего лица. Но проект оказался здесь именно из-за своей атмосферы. И, конечно, главной героини — школьницы Салли, которая ищет свою кузину Эмили. И все это — в городе, который будто сошел с ее же больных фобий и чувства вины.

Рисовка тут хоть и минималистичная, но невероятно атмосферная — такая мрачная и меланхоличная, что исследовать этот искаженный мир становится одновременно и жутко, и чертовски интересно.

По геймплею — классический стелс: прячешься, используешь свет и тень, обходишь монстров. Правда, многие обозреватели отмечали, что по сложности GYLT все же уступает мрачным головоломкам от Playdead или LN. Но это уже каждый решает для себя.

Игра не затянута — уложитесь часов в семь, и ощущение цельной истории не покинет. Ну и самое необычное — нет никакого цикла бесконечного ужаса. Вполне себе прямая дорога к свету в конце игры. Да, в хоррорах встречается и такое.

DARQ (2019): темное дно кроличьей норы

  • Разработчик: Unfold Games
  • Дата выхода: 15.08.2019
  • Скачать: Steam

От полноценного 3D вернемся в скромное, но уютное 2.5D. Здесь у нас черно-белый сюрреалистический кошмар парня по имени Ллойд. Игры во снах не новинка, конечно. Но есть одна важная деталь: протагонист DARQ понимает, что окружающее — сон. Жуткий, мрачный и психоделический. Но все еще просто сон, сбежать из которого можно только одним способом: плюнуть на законы физики и начать их нарушать.

Вот это и есть главная механика — игра с гравитацией и геометрией. Ллойд запросто шагает по стенам и потолку, превращая комнату в головоломку, где «верх» и «низ» просто условность, а не правило. А что по врагам? Окружающий мир и является основной угрозой — непредсказуемой, враждебной и пугающей, ровно как в настоящем кошмаре.

Всего в игре семь глав, а головоломки вроде бы интуитивные и понятные, но могут заставить задуматься. Монохромный викторианский гротеск только подчеркивает: тут все иррационально, все не так, как мы привыкли.

Nihilumbra (2012): проблеск цвета в пустоте

  • Разработчик: BeautiFun Games
  • Дата выхода: 28.06.2012
  • Скачать: Steam

Вернемся назад во времени, к Nihilumbra — не слишком известному проекту, который заслуживает внимания. Тут есть все, за что мы любим Little Nightmares: маленький герой, необъятный ужас, путешествие и жуткая атмосфера. Здесь она особенная. По ощущениям похоже на созерцание движущегося на тебя цунами.

Вы — Рожденный (так и зовут героя), и вы сбегаете из Пустоты, абсолютного небытия, которое хочет вас вернуть обратно. Так и начинается побег от жуткой силы, породившей вас. А в центре геймплея лежит гораздо больше, чем просто толкание ящиков.

Выпав из бесконечной тьмы, наш герой был очарован окружающим миром — синее небо, зеленая трава, алый огонь… В пути вы находите цвета и можете ими рисовать, меняя свойства окружения.

А еще над всем этим витает голос рассказчика, который подкидывает философские размышления. В стиле: «Ты можешь мыслить... значит, ты существуешь». Да, все так — ваша смекалка, чтобы решить головоломку, и есть доказательство того, что герой жив.

Stela (2019): созерцая распад

  • Разработчик: SkyBox Labs
  • Дата выхода: 17 октября 2019
  • Скачать: Steam

Stela — это та самая игра, где от тебя требуют не рефлексов, а внимательности. Почти как кино. Играем мы за хрупкую женщину в белом, которая просыпается в мире, что буквально разваливается на глазах. И да, геймплей тут попроще, чем в Little Nightmares: нужно только попрыгать по платформам и решить незамысловатые головоломки на выживание.

Сила Stela — не в механиках, а в картинке. Видеоряд и правда потрясающий: игра ведет от мрачной красоты загадочного леса до величественных, но давящих ледяных пустошей. Настроение — тоска и разрушение, сквозящие в каждом кадре. Здесь, как в легендарном Limbo, никто ничего не разжевывает. Никаких диалогов, никаких лор-записей — просто впитывай атмосферу и сам додумывай, что за катастрофа тут случилась.

Но за этот упор на атмосферу игра и получает по шапке. Геймплей некоторым кажется примитивным, головоломки буквально детскими. В итоге, как ни крути, а после прохождения великолепные картинки и звук быстро выветриваются из головы, не оставляя особого следа после себя.

Reanimal (2026): страшнее, мрачнее, кошмарнее

  • Разработчик: Tarsier Studios
  • Дата выхода: 2026
  • Скачать: Steam

А вот и бонус! Игра, которая еще не вышла, но ее ждут фанаты Little Nightmares. И неудивительно — над проектом ведь работают Tarsier Studios. Те самые, которые сделали первую и вторую часть LN! Если вы видели трейлеры, то, вероятно, задавались вопросом… а зачем все это нужно, если игра получается НУ ОЧЕНЬ похожей на предыдущий шедевр разработчиков? Все просто: сделать еще страшнее, чем было в Little Nightmares.

Судя по описаниям, в Reanimal нас действительно может ждать настоящий кошмар, в который возвращаются двое: брат и сестра. Геймплей — смесь из головоломок, паркура по искаженным локациям и скрытности, потому что каждый мутировавший зверь норовит тебя сожрать. Перемещаться придется и пешком, и на лодке, исследуя остров вдоль и поперек.

Можно играть одному (тогда за напарника будет играть ИИ), а можно позвать друга — локально или онлайн. И отдельно про монстров. Местные твари — это не просто страшилки, а прямые отсылки к детским травмам героев, что качественно вплетено в их дизайн.

Смотрим на игры, идущие по стопам Little Nightmares, и видим четкую тенденцию. Все они выросли из одной песочницы — той самой, где когда-то играли гении минимализма из Playdead. И теперь этот жанр, где главный герой — малявка в огромном аллегорическом мире, рождает новые шедевры.

Никаких тебе мечей и пулеметов — только стелс, побег и манипуляции с окружением. Именно это и рождает то самое гнетущее чувство угрозы, которое мы прочувствовали в «Чреве». Через призму детской или физической беспомощности подобные игры нащупывают самые глубокие экзистенциальные страхи — и нередко гораздо успешнее, чем полноценные хоррор-проекты.

Заглавное фото: CQ.ru