Портативный гейминг родился не в 1989 году с выходом Game Boy. Попытки создать карманную консоль предпринимались и раньше. Были Game & Watch от Nintendo, Microvision от Milton Bradley, и даже Atari Lynx с цветным экраном, появившийся практически одновременно с Game Boy.
Но именно сейчас портативный гейминг стал глобальным явлением. Практически любой смартфон (даже бюджетный) сегодня полноценная игровая консоль. Разбираемся, как индустрия к этому пришла.
Nintendo Switch и Steam Deck возрождают рынок
В 2017 году Nintendo выпустила Switch, смесь домашней и портативной консоли, самой компанией названный гибридным устройством. Ее можно было подключить к телевизору и играть на большом экране, а можно было взять с собой в дорогу. Съемные контроллеры Joy-Con буквально превращали ее в консоль для двоих, потому что геймпад легко превращался в два, только чуть поменьше.
Switch стала успехом. Более 140 миллионов проданных консолей к 2024 году. Но это была не чисто портативная консоль, а скорее компромисс и попытка угодить сразу нескольким аудиториям. Nintendo словно не решалась поставить все на портативность.
В 2022 году все изменилось, когда Valve выпустила Steam Deck.
Когда в июле 2021 года Valve анонсировала Steam Deck, реакция геймеров была скорее скептической. Компания уже пыталась выйти за пределы ПК-платформы, но Steam Machines провалились, Steam Controller не стал популярным, а Steam Link никто не использовал. Зачем им портативная консоль, да еще и на Linux?
Но Valve учла все ошибки прошлого. Steam Deck не была попыткой создать новую платформу. Скорее, она напоминала попытку сделать существующую платформу портативной. У пользователей Steam уже были тысячи игр в библиотеках, накопленных годами, а Steam Deck предлагала простую идею — взять эту библиотеку с собой.
Когда первые владельцы начали получать свои консоли в феврале 2022 года, скептицизм быстро сменился восторгом. Да, Steam Deck была большой и тяжелой (669 граммов против 398 у Switch). Время автономной работы составляло всего 2-6 часов в зависимости от игр, и не все проекты работали идеально из-за Linux и Proton. Но идея все равно работала.
Геймеры запускали Elden Ring, лежа в кровати. Проходили The Witcher 3 в самолете или метро. Играли в Cyberpunk 2077 на диване, пока остальная семья смотрела телевизор. Ее можно было назвать полноценным игровым PC в форм-факторе, помещающемся в руках. Притом, что это был ни разу не облачный стриминг с задержками и зависимостью от Wi-Fi.
Почему у Steam Deck получилось, а у других нет?
Созревшие технологии
Процессоры AMD серии APU наконец достигли той точки, где могли обеспечить достаточную производительность без чрезмерного нагрева. 7-нм техпроцесс, архитектура Zen 2 для CPU и RDNA 2 для GPU — это, по сути та же архитектура, что и PlayStation 5 и Xbox Series.
Экосистема Valve
Steam Deck же получила доступ к десяткам тысяч игр сразу. Помните эти проблемы с выбором игр первого дня? Когда у консоли от силы несколько крупных релизов на старте? У среднего пользователя Steam в библиотеке уже лежало 100-200 игр, купленных за годы распродаж.
Proton и совместимость
Valve годами вкладывалась в Proton, позволяющий запускать Windows-игры на Linux. К моменту выхода Steam Deck тысячи игр работали из коробки. Да, не все, и не всегда идеально, но программа Deck Verified помогала понять и решить эти проблемы.
Открытость
В отличие от закрытых экосистем Nintendo и Sony, Steam Deck была открытой платформой. Пользователи могли установить Windows, запускать игры из Epic Games Store, GOG, добавлять эмуляторы, моддить систему. Она стала консолью для энтузиастов, которые хотели контроля над своим устройством.
Победили ли портативные консоли смартфоны?
После бума мобильного гейминга 2010-х портативные консоли вернулись. Почему? Начнем с того, что физические контроллеры имеют значение. Сенсорное управление подходит еще и для шутеров, а для нормального удовольствия в RPG нужно использовать нормальные стики и кнопки.
Можно сказать, что внешние контроллеры для смартфонов существуют, но это дополнительный аксессуар, который надо сначала купить, а потом каждый раз подключать. Консоли же, как раньше, так и сейчас, предлагают быстрое решение «из коробки».
Будем честны, мобильный гейминг превратился в довольно токсичный сегмент F2P-игр с агрессивной монетизацией, рекламой и P2W-механиками (плати, чтобы побеждать). Портативные консоли же предлагают игры, где такое (в большинстве случаев) исключено.
Производительность все еще решает. Смартфоны стали мощными, но они не созданы для длительных игровых сессий. Через 20-30 минут в Genshin Impact даже флагманский iPhone или Samsung перегревается и начинает троттлить. У портативных консолей такой проблемы нет.
Неочевидные факторы
Согласно исследованию PC Gamer, у среднего пользователя Steam в библиотеке лежит 90-120 игр на сумму $1200-1500, но реально потрачено было около $400-600 благодаря распродажам и бандлам. Вдобавок по производительности Steam Deck выдает в среднем 30-40 FPS в современных AAA-играх на средних настройках при разрешении 800p.
ROG Ally (о ней ниже) с более мощным процессором выдает 40-60 FPS при тех же условиях или 30-40 FPS при 1080p. Это сопоставимо с PlayStation 4 Pro или Xbox One X. Да, это консоли прошлого поколения, но каких-то 5-7 лет именно они носили статус флагманов.
Рост китайского рынка портативок
ASUS ROG Ally
В мае 2023 года ASUS выпустила ROG Ally, по сути, прямого конкурента Steam Deck на Windows 11. Процессор AMD Ryzen Z1 Extreme, 7-дюймовый экран 1920x1080 с частотой 120 Гц и полная совместимость с PC-играми делали ее очень привлекательной альтернативой.
Но Windows создавала новые проблемы в виде неоптимизированного интерфейса, прожорливых фоновых процессов и времени автономности, которая порой достигала катастрофических 1-2 часов в требовательных играх.
Но даже в таком виде ROG Ally нашла аудиторию среди тех, кому важна нативная поддержка античитов и наличие Game Pass. Уже в 2024 году вышла улучшенная модель Ally X с батареей 80 Втч и 24 ГБ оперативной памати.
Lenovo Legion Go
Осенью 2023 года Lenovo представила Legion Go с гигантским 8,8-дюймовым экраном с резрешением 2560x1600 и весом 854 грамма. Кое-что консоль позаимствовала у Nintendo Switch. Например, съемные контроллеры, только правый превращался в мышь. Позднее такая возможность появится и у преемницы Nintendo.
MSI, Ayaneo, GPD и другие
К 2024 году в гонку включились все. MSI с Claw на процессорах Intel, Ayaneo с десятком моделей разной ценовой категории, GPD, OneXPlayer и Ayn. Все производители искали собственную нишу, и у некоторых даже получалось.
Появились девайсы с вертикальной ориентацией для ретро-игр и док-станциями для внешних GPU. Рынок диверсифицировался настолько быстро, что за ним стало сложно уследить. Ayaneo, GPD, OneXPlayer, Ayn существовали и раньше, но продавали по несколько тысяч консолей год. После успеха Steam Deck ситуация изменилась.
Китайский рынок портативных Windows-консолей составляет около 600,000-800,000 устройств в год. Это почти четверть от продаж Steam Deck. И этот сегмент растет быстрее всего, примерно на +45-50% в год.
Ретро-консоли
Параллельно рынку мощных портативок сейчас существует огромный рынок бюджетных ретро-консолей. Всевозможные модели от Anbernic, Powkiddy, Retroid Pocket продаются миллионами. Anbernic продает около 1-1,5 миллиона устройств в год. У Powkiddy около 500 000-700 000.
Более мелкие бренды продают суммарно 2-3 миллиона консолей. Итого рынок ретро-консолей составляет 4-5 миллионов в год при средней цене $50-100. Это сопоставимо по объему с рынком премиум портативок, но по выручке в разы меньше.
Другие причины
По данным опроса IGN (2024), 72% владельцев портативок играют в них одновременно с другими активностями вроде просмотра телевизора (43%), прослушивания подкастов (28%), общения с семьей (15%) или поездками (14%).
В текущем виде Steam Deck выдает производительность уровня PS4 и Xbox One. На этих консолях вышли The Witcher 3, GTA V, Red Dead Redemption 2. Этого достаточно для 95% игр в Steam. Более мощные (вроде ROG Ally, Legion Go) приближаются по возможностями к PS4 Pro и Xbox One X.
А еще ностальгия по играм 90-х и 2000-х достигла пика. Люди, выросшие на NES, SNES, PlayStation, сейчас имеют хорошую покупательную способность и хотят вернуться к играм детства. Но оригинальные консоли неудобные, ведь нужен телевизор, картриджи дорогие, а эмуляция на PC требует танцев с софтом.
Портативные консоли решают это. Steam Deck может запускать эмуляторы всего, от NES до PS3. Китайские ретро-консоли вообще идут с предустановленными эмуляторами и играми. Не все любят и хотят копаться с настройками.
Все чаще современные геймеры не хотят выбирать между домашним и портативным гейминтом. Опыт Nintendo Switch показал, насколько легко начать игру на диване и продолжить в портативе. Сюда можно добавить еще одно звено — мощный ПК.
Steam Cloud Save легко синхронизирует прогресс между платформами. Xbox Cloud Gaming позволяет стримить игры куда угодно. PlayStation Remote Play транслирует с PS5. Теперь все это работает в рамках замкнутых экосистем от платмоформодержателей.
Что дальше?
Рынок портативного гейминга в 2024-2025 году переживает настоящий ренессанс. В период 2022-2024 года Switch продает по 17-18 миллионов консолей в год, Steam Deck и конкуренты добавляют 5-7 миллионов, китайские производители (Ayaneo, GPD, OneXPlayer и другие) еще 2-3 миллиона.
Прогнозы на 2025-2027 годы еще оптимистичнее. Аналитики Newzoo предсказывают рост рынка портативного гейминга на 15-20% ежегодно, с достижением доли в 38-40% от всего консольного рынка к 2027 году.
Параллельно Microsoft открыто говорит о разработке портативного Xbox. Фил Спенсер, глава Xbox, подтвердил, что команда работает над прототипами. Учитывая огромную библиотеку Game Pass и опыт с облачным гейминтом xCloud, у Microsoft есть шансы.
А секрет успеха оказался простым — не пытаться конкурировать со смартфонами и стационарными консолями, а предложить то, чего они дать не могут. В отдельных случаях разработчики даже научили работать свои новые гаджеты в симбиозе со стационарными ПК.
Новые форм-факторы и эксперименты с управлением также оказались успешными. А через несколько лет эти портативные консоли смогут похвастаться с железом, ничуть не уступающим PlayStation 5 и Xbox Series. Портативное будущее уже наступило?
Заглавное фото: скриншот СQ.ru
Читайте также:
- Возрождение 8-bit игр: как жанр переживает новый Ренессанс
- Конкурент PlayStation и Xbox: что известно о Steam Machine
- Пластиковые гитары, роботы и магические перчатки: 10 гаджетов, изменивших игровой опыт
- Цифровые яйца из Японии: история и успех тамагочи как культурного феномена
- Денди, сега, джойстики и кассеты — какие игровые термины были «исковерканы» в России
alexi_here
0 комментариев