По давней традиции в CS:GO первый раунд любого матча стартует с пистолетного раунда – когда игроки могут стрелять только из пистолетов. Это связано с экономической системой шутера. Первый раунд сражения определяет, какая из противоборствующих команд получит экономическое преимущество при старте половины матча. Пистолетный раунд чем-то схож на спорный бросок в баскетболе, при котором аналогично определяется преимущество той или иной команды в начале матча. Однако, если шансы на получение командой мяча в баскетболе всегда равны 50 %, пистолетный раунд уместнее будет сравнить с тем, какая из команд первой забросит мяч в корзину. 

Шанс выиграть пистолетный раунд всегда будет немного смещен в пользу более профессиональной команды или, по крайней мере, в пользу того коллектива, который является фаворитом в матче. Сравним в цифрах: в баскетболе команда А может иметь преимущественный коэффициент 1.2 на победу в матче NBA, но коэффициенты на первый заброшенный с ее стороны мяч будет составлять около 1.7-1.9. При этом если играют равные команды, то коэффициенты на первый заброшенный мяч будут немного выше — 1.75-1.95. Похожие закономерности работают и в пистолетных раундах.

Как команда влияет на пистолетные раунды?

Довольно сложно побеждать букмекерскую контору, ставя исключительно на пистолетные раунды. Если обратиться к статистике, можно увидеть, что только 14 команд входили в топ-5 HLTV.org в 2019 году. Из этих команд только пять коллективов сыграли не менее 50 карт в качестве топ-5 пятерки: Astralis, Liquid, ENCE, Vitality и Fnatic. Французам Vitality удалось набрать наилучший результат по количеству побед в пистолетных раундах (54 % в 55 картах), а Fnatic в этом плане стали худшими  (44 % в 50 картах). 

Хотя пистолетные раунды и не являются решающим фактором в победах, однако по ним можно судить о прогрессе команд. По пистолетным раундам мы можем видеть, удается ли игрокам повышать свой уровень игры. Впрочем, обратите внимание, что разрыв между этими двумя командами и другими двенадцатью коллективами, также входившими в пятерку лучших, не настолько значителен. Сравним с победами на картах: Vitality выиграли 45 % карт, Fnatic – 38 %. 

Самая титулованная датская команда Astralis с результатом в 61 % побед на картах смогла закончить соревновательный 2019 год с положительным показателем побед на пяти из семи предпочитаемых командой карт. При этом у датчан были проблемы с пистолетками: продемонстрировать чуть более 50 % побед в пистолетных раундах они смогли всего лишь на одной карте – Overpass. Подобные результаты говорят о том, что команда все еще может быть лучшей, при этом не делая упор на пистолетные раунды. С учетом низких коэффициентов из-за силы Astralis, вероятно, можно получить большую прибыль, ставя против датчан в пистолетных раундах. 

Если же сравнить перфоманс пяти команд с показателями 50 лучших команд 2019 года, мы увидим, что только ENCE имела винрейт в пистолетных раундах менее 50%. При этом те три карты, где команде удавалось поднять винрейт в пистолетках больше 50 %, были лучшие карты ENCE. Liquid, лучшая из пятерки команд по сравнению с лучшими 50 командами (54 %), удерживала показатель побед в пистолетных раундах на уровне не ниже 50 % на каждой из сыгранных карт. Таким образом, в данном случае мы видим, что победы в матче часто никак не связаны с победами в пистолетных раундах: игроки Liquid побеждали во множестве из тех матчей, где они проигрывали оба пистолетных раунда на любой из карт. Оружейные раунды являются более важными, так как позволяют более грамотно построить тактику, закупить нужное оружие и провести раскидки. 

Однако пистолетный раунд может стать решающим в матчах между приблизительно равными противниками, так что мы можем предположить, что в какой-то мере успешность команды может зависеть и от умения играть пистолетки.

Как карта влияет на пистолетный раунд?

Рассмотрим пистолетные карты на главных картах соревновательного маппула 2019 года: Inferno, Mirage, Dust2, Overpass, Nuke и Train. Inferno стала самой популярной (её выбирали 3000 раз), меньше внимания досталось Train (всего 1900 игр в матчах). Считается, что почти на всех картах легче играть за какую-либо из сторон: террористов (T) или спецназ (CT). Впрочем, карты в CS:GO довольно сбалансированные, поэтому этому часто придают слишком большое значение. 

Первая половина матча в CS:GO всегда длится 15 раундов. Это означает, что мы можем сыграть не более 30 раундов в основное время матча. Наиболее благоприятной картой для игры за сторону защиты в CS:GO считается Train (55,4 % победных раундов для спецназа в 2019 году, немного выше аналогичный показатель для Nuke). Есть еще важная вещь: на обеих картах, которые считаются более выгодными для защищающейся команды, имеющая преимущество команда обладает перевесом всего лишь в 5 %. В 1900 сыгранных на Train карт четырьмя наиболее часто встречаемыми результатами после первой половины матча стали такие варианты расположения сил: 8:7 в пользу стороны T (374), 9:6 (T, 370), 8:7 (CT, 341) и 9:6 (CT, 331). Примерно в 73 % случаев после половины матча счет равнялся 8:7 или 9:6. Такие близкие матчи будут очень сильно зависеть от пистолетного раунда: победа в нем дает преимущество в 1–3 раунда и позволяет построить благоприятную экономику для команды.

В матчах между приблизительно равными по силам коллективами сторона атаки выигрывала немного реже. Однако в тех случаях, когда результат доходил до разницы 10:5 (или еще более высокой), победа все равно оставалась за противником. Например, не было ни одного профессионального матча в 2019 году, в котором начавшая играть за сторону спецназа не взяла ни одного раунда в первой половине, но можно найти целых три примера, в которых спецназ побеждал со счетом 15:0. Эта закономерность работает с любыми комбинациями результатов на данной карте до тех пор, пока разброс очков не опускается до счета 9:6, где ситуация неожиданно меняется.

Подобные результаты рассматривались исключительно в матчах среди 20 лучших команд мира. Мы не можем заявлять о перекосе баланса карты в пользу команды спецназа в таких матчах, где распределение очков укладывается в схему 60/40 % или даже приводит к ничейным результатам 6:6 либо 7:7 в первой половине игры. На это соотношение могла изрядно повлиять превалирующая стратегия использования ПП, к применению которой регулярно прибегали в течение практически всего 2019 г. Если взглянуть на общую статистику, на карте Train 54 % раундов завершаются победой стороны защиты, однако если учитывать только игры с процентами побед в половинах матча, укладывающихся в схему распределения очков 60/40 % (9:6 / 8:7), можно увидеть, что в 2100 случаях побеждает спецназ, а в 1900 случаях – команда террористов. Если сравнивать Nuke и Train, заметно, что на второй из этих карт доля побед стороны спецназа в пистолетных раундах увеличилась на 4 %, а общая доля побед этой же стороны стала выше всего лишь на 0,3 %. 

Есть только две карты, на которых частота побед в пистолетных раундах для стороны террористов превышает 50 %: Mirage и Inferno. Однако это не говорит о том, что террористы на этих картах имеют преимущество. Dust2 была единственной картой из шести, которую можно было считать благоприятствующей победе стороны нападающих: общая доля побед в 2019 году составляла 54 %, несмотря на винрейт 45% на пистолетках. Впрочем, если мы сравним команды, отклоняющиеся от статистики, можно извлечь полезную информацию и из этого. Учитывая среднее винрейт спецназа в 54 %, давайте сравним показатели двух коллективов: NoChance и Heretics, в матчах против 50 лучшими составами. На Dust2 – карте, в условиях которой пистолетные раунды чаще заканчиваются победой стороны спецназа, – NoChance не только вышли за пределы среднего значения доли побед спецназа в пистолетных раундах (54 %), но и достигли потрясающего результата при игре за сторону террористов, выиграв в 81 % пистолетных раундов. Возможно, команда использовала неожиданные тактики, ведь к  игре против таких коллективов мало кто уделяет большое количество времени. За исключением Vertigo, Dust2 была для этой команды наиболее успешной картой: здесь NoChance имела винрейт в 57%. Другими командами, одержавшие более 60 % побед в пистолетных раундах за сторону террористов, стали Vitality с 66 % побед и Heroic с 60%.

В играх против 50 лучших команд Heretics выигрывала только в 29 % пистолетных раундов за сторону защиты, что намного ниже среднего показателя на Dust2 в 2019 году. Двумя командами, которые показали слабые результаты в пистолетных раундах при игре за сторону спецназа, стали ENCE и Ninjas in Pyjamas: доля побед в пистолетках для обеих команд попала в диапазон 35–40 %, а общая доля побед на картах составила для них 46 и 32 % соответственно. Несмотря на приведенную статистику, пистолетные раунды довольно часто влияют на процент побед на картах, особенно в равных матчах.

Спецназ или террористы?

Важно понять, почему некоторые карты лучше подходят для той или иной стороны в пистолетках (что зачастую расходится с долями побед в полноценных раундах на этих картах): решающее значение в этом плане имеют пистолеты, с которыми начинают стороны. 

Пистолеты защиты USP-S и P2000 стреляют более точно и наносят больше урона в сравнении с Glock террористов. Ощутить разницу можно на перестрелках на большом расстоянии. Train и Dust2 известны своими узкими и односторонними углами атаки на точках закладывания бомбы. Довольно часто для игроков спецназа не станет проблемой занять выгодные позиции для удержания точек А и B на обеих картах, надежно взяв под контроль дальние простреливаемые дистанции. Однако Glock может быть полезным на маленьких участках карт – на небольших плентах террористы могут легко отбить плент, так как сблизи Glock достаточно хорош из-за своей скорострельности. 

Двумя картами, на которых чаще всего происходят столкновения в ближнем бою, являются Inferno и Nuke. Нужно понимать, что профессиональные команды по CS:GO действуют хитро и могут пользоваться стратегиями, которые снижают влияние минусов пистолетов на результат раундов. Часто можно увидеть, как террористы устремляются на точку закладывания бомбы B в пистолетных раундах при игре на Overpass, так как на этой позиции куда меньше простреливаемых дистанций, чем на точке А. Стороне спецназа приходится заблаговременно отправлять на эту точку в начале раунда трех=четырех игроков для обороны плента.

На карте с наивысшей долей побед террористов в пистолетных раундах, Inferno, сторона защиты часто пытается занять центральную позицию в самом начале раунда либо для получения значительно более выгодной позиции, либо для победы в раунде путем контроля выпавшей из погибшего игрока команды противников бомбы, также это дает много информации. Еще одной распространенной при игре за террористов стратегией является приобретение сильнейшему из игроков более мощного пистолета (например, Tec-9 или P250, а иногда даже Deagle), что позволяет повысить шансы в дуэлях 1 на 1.

Итоги

Игра, в которой имеется фиксированный набор возможных результатов, будет сильно зависеть от итогов пистолетного раунда: победа в нем дает преимущество в 1–3 раунда и благоприятно влияет на экономику. Хотя команды и не смогут постоянно пользоваться явными преимуществами над своими соперниками в долгосрочной перспективе, однако некоторые из киберспортсменов могут превосходно управляться с отдельными моделями пистолетов на отдельных картах, чтобы можно было найти выгодную возможность разместить ставку на конкретный раунд, половину матча или карту. Например, победы Vitality на пистолетах во многом зависели от одного из лучших пистол-мастеров мира RpK. Если этот игрок будет пропускать матч, стоит задуматься о ставке против французов.

Только превосходное понимание игры на отдельных картах и знание стратегий и формы команд помогут вам составить более точный план для применения такой статистики. Возможно, вам удастся разместить выгодную ставку с определенным диапазоном коэффициентов на пистолетные раунды игры на определенной карте, если у вас есть хорошие статистические данные о частых проигрышах этой команды в пистолетных раундах, при которых она все же часто выигрывает матчи. Или, возможно, вы сможете сыграть в плюс на ставках на тоталы либо спреды в режиме Live, воспользовавшись переоценкой ситуации для отдельно взятой команды, после того как она проиграет или выиграет в пистолетном раунде.


Статья подготовлена экспертом Pinnacle – уважаемым по всему миру лидером букмекерской индустрии с двадцатилетней историей онлайн-ставок.