Жанр, геймплей, атмосфера, реиграбельность — что из этого определяет интересность игры? Верно, все вместе! Шедевром может быть и пиксельный платформер, если он реально затягивает. Для нашего сегодняшнего топа это единственный критерий.

GTA V

Разработчик: Rockstar North

Год выхода: 2015 (ПК)

Пятнадцатая часть легендарной франшизы не нуждается в рекламе. На ее разработку Рокстар потратили 266 миллионов долларов. По состоянию на 2021 год продано 135 миллионов копий, больше только у Майнкрафта. Да о чем можно говорить, если многопользовательский режим Grand Theft Auto Online вот-вот выпустят в виде полноценной игры!

Чем затягивает GTA 5? На самом деле, вопрос крайне субъективный. Потому что на данный момент это игра с самым большим открытым миром. Мир этот забит до отказа объектами, доступными для взаимодействия. Ограбления, торговля на бирже, спорт, индустрия развлечений, дайвинг, погружение с батискафом. Кстати, немногие знают, но возле Лос-Сантос есть затонувшее НЛО! Возможности по ролевому отыгрышу колоссальные, но они — лишь дополнение. 

Потому что в основе GTA 5 лежит сюжет, продуманный до мелочей. Игра рассказывает нам историю трех персонажей. У каждого из них свой путь и свои уникальные способности, но их судьбы переплетены. Всего есть 69 основных миссий и 3 концовки. Сколько побочных заданий — никто не считал. Отдельная фишка — продвинутый ИИ в последней версии движка Rockstar Advanced Game Engine. NPC ходят в походы, ночью на пляже разжигают костры, общаются друг с другом на остановках. То есть живут вполне обычной жизнью, которая игрока никак не касается. Ну, разве может такой мир не затянуть?

Dark Souls II

Разработчик: FromSoftware

Год выхода: 2014 (ПК)

Еще одна легендарная франшиза, положившая начало жанру souls-like. На данный момент в серии три игры и один ремастер. Фанаты до хрипоты спорят, какая часть лучше. Мы положились на собственный опыт и Метакритик, выбрав вторую.

Действие разворачивается в мрачном гибнущем мире. Когда-то он процветал, но Предвечное Пламя угасает, с ним из мира уходят свет и жизнь. Главный герой — живой мертвец без имени и судьбы, которому суждено исполнить древнее пророчество. Или не суждено — это зависит от игрока. Карта мира представляет собой сеть связанных локаций, каждая из которых уникальна дизайном, врагами, геймплейными особенностями и секретами. 

Игрок может свободно путешествовать между локациями, выбирая любую последовательность прохождения сюжетных миссий. Хотя никаких миссий здесь нет, у главного героя, как у настоящего самурая, есть только путь. Затягивает игра не только атмосферой и уникальным миром, но в первую очередь геймплеем. В ней представлена оригинальная боевая система, колоссальное разнообразие оружия и тактик — от уворотов до парирования и применения магии. Схватки даже с простыми мобами весьма хардкорные, игрок будет умирать раз за разом, каким бы ловким и умелым себя не считал. Тут уже сложно сказать, что сильнее — подгорает или затягивает. Но оторваться невозможно!

Серия BioShock

Разработчик: Irrational Games

Год выхода: 2007, 2010, 2013

Лучшую часть в этой серии мы выбрать не смогли. Первые две рассказывают одну историю, но с разных ракурсов. Третья, продолжая общую атмосферу и сохранив геймплей предшественниц, сюжетно со своими предтечами никак не связана. Но действие всех частей происходит в одном мире, и он реально затягивает.

В первых двух играх речь идет о подводном городе «Восторг», который был построен на дне океана идеалистом-миллионером Эндрю Райаном. Но что-то пошло не так, и Восторг опустел. Теперь по его коридорам, некогда заполненным смехом и весельем, бродит лишь тьма и странные монстры в глубоководных скафандрах. А еще не менее странные девчонки, которые, похоже, знают, что здесь происходит. 

В первой части герою тоже нужно узнать, чтобы выбраться из гибнущей утопии. Во второй игрок возьмет под управление одного из тех самых монстров. Третья часть переносит нас в летающий город Колумбия. Колумбия, в отличие от Восторга, увядать не собирается, но сюжет там не менее эпичен. Жанрово вся франшиза — экшен-РПГ. Сюжет в целом линейный, но в ключевых точках выбор игрока влияет на вариант концовки. Затягивает серия уникальной атмосферой, яркими персонажами, нетривиальным сюжетом и непринужденным геймплеем. И конечно, очень хочется узнать, чем все это закончится!

Half-Life 1 и 2

Разработчик: Valve

Год выхода: 1998, 2004

Эта франшиза тоже не нуждается в представлении. На самом деле, в серии аж восемь игр, но по критерию «затягиваемости» с первой и второй частью другие даже близко не стоят. Причем HF 1 лежит у истоков жанра научно-фантастического шутера от первого лица, а вторая часть уникальна тем, что взяла от предшественницы все плюсы и ни одного минуса. Потому что минусов у нее просто нет.

Действие первой части разворачивается в огромном сверхсекретном исследовательском комплексе «Черная Меза». Что могло пойти не так? Конечно все! Ученые чисто случайно (Джи-мен посмеивается в темном углу) открыли портал в параллельный мир Зен, откуда сразу же полезли агрессивные захватчики. Главный герой — физик Гордон Фримен, которому с монтировкой наперевес предстоит решить судьбу мира. 

Вторая часть сюжетно продолжает первую, но действие происходит спустя десять лет, когда Земля оказалась под контролем инопланетного Альянса. Это лишь пара тезисов, на деле перед нами разворачивается колоссальная история с собственной мифологией, продуманной до мелочей. HF 1 и 2 затягивают именно проработкой мира и глобальным сюжетом. Потому что с точки зрения геймплея это классический шутер с элементами несложных головоломок. Но игровой процесс здесь неотъемлем от сюжета, в играх серии нет заставок и кат-сцен.

Серия STALKER

Разработчик: GSC Game World

Год выхода: 2007, 2008, 2009

На основе всех трех частей фанаты до сих пор активно пилят всевозможные дополнения, уникальные сингловые и мультиплеерные проекты. Легендарный шутер от первого лица с элементами РПГ и приключенческой игры от украинской студии вдохновлен «Пикником на обочине» Стругацких и «Сталкером» Тарковского. На данный момент аналогов у франшизы нет.

Все три части сюжетно независимы, в них действуют разные герои и описываются разные события. Но локация одна — это зона отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС, где, по версии разработчиков, в 1986-м году все сложилось совсем не так, как мы привыкли думать. Для тех, кто каким-то чудом прошел мимо серии, сюжет мы спойлерить не будем. Он во всех частях линейный, но концовки различаются в зависимости от поведения игрока. 

Захватывает сам мир — он большой и красивый, даже первая часть на максималках сегодня смотрится неплохо. Игрок путешествует от одной карты к другой, преследуя собственные цели или выполняя задания различных сталкерских группировок. Из опасностей — радиация, аномалии, мутанты, бандиты. В фанатских дополнениях есть масса новых фишек, вроде выбросов радиации, от которых нужно прятаться, чувства голода, элементов крафта. Все части серии делались с душой, и это видно. На Метакритике самая низкая оценка у «Чистого неба» (вторая часть) — 75 баллов.

The Elder Scrolls III: Morrowind

Разработчик: Bethesda Game Studios

Год выхода: 2002

Включить в наш топ TESV: Skyrim тоже справедливо, но о нем мы уже рассказывали в одной из предыдущих статей. Morrowind затягивает не меньше и даже больше. Потому что есть у него одно концептуальное отличие от пятой части. Но обо всем по порядку.

Действие TESIII разворачивается в регионе Морровинд. Это провинция Тамриэля, родина темных эльфов. Сюжет основной игры и дополнений вращается вокруг Трибунала — трех божественных правителей Морровинда — и их антагониста, «живого бога» Дагот Ура. Игрок создает персонажа с нуля, определяя его внешность, основные характеристики, расу, специализацию и т.д. Дальше начинается классическая РПГ от первого лица в духе Древних Свитков, то есть с отсутствием лвл-апа и прокачкой навыков «по ходу». Это значит, что мастерство владения одноручным мечом будет расти в процессе наложения любого одноручного меча на лицо противника. 

Локаций в Морровинде много: от лесов и горных пиков до древних подземелий, замков, лабораторий безумных ученых и параллельных реальностей. Тут мы подходим к тому самому отличию Морровинда от других игр серии, о котором упомянули вначале. Дело в том, что на глобальной карте есть масса больших красивых локаций и одиночных объектов, которые не связаны с сюжетом и побочными квестами. Игрок может с этими объектами взаимодействовать, что-то узнавать и получать определенные бонусы. Найти некоторые места можно только случайно на них наткнувшись. Именно этим Морровинд затягивает, исследованием без ограничений и условностей.

Vampire: The Masquerade — Bloodlines

Разработчик: Troika Games

Год выхода: 2004

Это не единственная компьютерная игра в сеттинге «Мира Тьмы», но именно ее фанаты признают эталонной. В 2020 году отечественные энтузиасты выпустили очередную «народную» версию, которая включает массу сюжетных дополнений и полный голосовой перевод.

Действие разворачивается в Лос-Анджелесе начала 2000-х. Главный герой — новорожденный вампир, который был создан в нарушение законов вампирского сообщества. Однако местный лидер решает оставить героя в живых, проявив милосердие. Дальше сюжет вращается вокруг саркофага, в котором, по слухам, лежит один из древнейших вампиров. Игрок может играть за представителя одного из семи вампирских кланов (моды расширяют список). У каждого клана свои навыки и особенности, этот выбор определяет стиль игры. 

Сюжет линейный, но каждую задачу можно выполнять несколькими способами, плюс множество второстепенных квестов. В игре предусмотрено несколько концовок. Жанрово это экшен-РПГ, есть «вампирская магия», холодное оружие и огнестрел. Но больше всего в «Маскараде» привлекает его уникальная атмосфера на стыке нуара и темного фэнтези. По мнению комьюнити, это лучшая компьютерная игра про вампиров.

Серия FEAR

Разработчик: Monolith Productions

Год выхода: 2005–2011

Это серия шутеров от первого лица с мощной хоррор-составляющей. Первая часть, по сути, была экспериментом, попыткой совместить два принципиально разных жанра. Ее успех подтолкнул разработчика к развитию целой франшизы, которая по сей день не теряет популярности.

В первой части главный герой — оперативник секретного спецподразделения, которому приказано разобраться с группой восставших суперсолдат-клонов. Ситуация осложняется тем, что клонами командует их генетически-модифицированный командир, обладающий сверхъестественными психическими способностями. Позже по сюжету игрок столкнется еще с одним странным существом — некоей сущностью, принявшей форму девочки Альмы. 

Вторая часть является сиквелом первой, третья логически продолжает вторую. Общий сюжет крайне нетривиален, в нем масса ответвлений и отсылок, которые игроку предстоит собрать воедино. Атмосфера хоррора передана на высшем уровне через мрачные локации, соответствующее звуковое сопровождение, скримеров и жуткие сцены. Сюжет быстро затягивает и подается в основном короткими кат-сценами между безудержным экшеном.

Horizon Zero Dawn

Разработчик: Guerrilla Games

Год выхода: 2020 (ПК)

Оригинальная экшен-РПГ с открытым миром три года ждала, пока ее портируют на ПК. После пары патчей стала почти шедевром, продано больше 10 миллионов копий. Разработчик настолько вдохновился успехами своего детища, что уже анонсировал следующую часть.

Действие Horizon Zero Dawn разворачивается в постапокалиптическом мире, где человечество деградировало до общинно-племенного строя, а биомы заселены динозаврами. Только динозавры не простые, а металлические. То есть представляют собой высокотехнологичных роботов с продвинутым искусственным интеллектом. Как так вышло? На этот и еще десятки вопросов игроку предстоит искать ответы, изучая невероятно красивые локации и продвигаясь по эпическому сюжету с непрогнозируемыми поворотами. 

Геймплейно это стелс-экшен с элементами РПГ. Героиня использует лук и что-то вроде гранат, может ставить растяжки, отвлекать внимание противника. Есть немного крафта с гриндом, в основном — по части модернизации снаряжения. РПГ-элемент представлен в виде прокачки веток скиллов, определяющих стиль игры. «Горизонт» завлекает пафосным необычным миром и многоплановым нетривиальным сюжетом с условно-открытым финалом.

Valheim

Разработчик: Iron Gate

Год выхода: 2021

В заключении посмотрим на свежак, который в феврале совершенно неожиданно ворвался в топ Стима по количеству проданных копий. Несмотря на то, что игра в раннем доступе, она уже представляет собой практически готовый продукт, который в считанные дни покорил сердца миллионов.

Место действия — условный фэнтезийный мир, сеттинг которого основан на скандинавской мифологии. Это значит, что в наличии имеются тролли, гигантские волки, чудовищные морские змеи и дальше по эддическим спискам. Мир генерируется процедурно, игрок забрасывается на огромную карту в теле условного викинга и начинает выживать. Принцип выживания схож с основными механиками Майнкрафта и его многочисленных аналогов. Сюжет тоже есть — вороны Одина говорят игроку, что ему нужно призвать хтонических чудовищ и уничтожить их. Дальше будут цепочки заданий, которые сначала познакомят с миром, а потом уже поведут к боссам. 

Начинает игрок с голыми руками, так что ему предстоит регулярная добыча ресурсов и море крафта. Игра онлайновая, поэтому, как и в большинстве подобных проектов, выживать в одиночку непросто. Персонажу нужно есть, спать, а если он идет на мирового босса — в обязательном порядке употребить волшебный мед поэзии. В игре масса отличительных геймплейных фишек, красивая графика и отличный саундтрек. Ее топовые позиции в Стиме обоснованы.

Десятки игр и крутых франшиз затягивают игроков на тысячи часов. Кто-то до сих пор не вылезает из Rune (о да, там даже онлайн жив!), а для кого-то мир RDR2 теперь второй дом. Поделитесь с нами в комментариях названиями игр, в которые вы играли дольше всего!