Первый “Сталкер” вышел в 2007 году и задал новый стандарт для приключенческих шутеров. С тех пор GSC Game World запилили еще две части, но первая так и не отпустила мододелов. На Xbox Games Showcase 2020 нам, наконец, показали трейлер S.T.A.L.K.E.R. 2. О релизе данных нет. Но в ожидании есть чем заняться. Наша сегодняшняя статья об играх, максимально похожих на оригинальные «Тени Чернобыля».

Metro Exodus

Разработчик: 4A Games

Год выхода: 2019

Это третья игра франшизы Metro, сюжет которой основан на серии романов российского фантаста Дмитрия Глуховского. Почти все разработчики в 4A Games раньше трудились в GSC Game World. То есть это те самые ребята, которые сделали оригинального Сталкера. Когда играешь в Метро, это чувствуется. Минувший опыт пошел в плюс. Потому что от Сталкера здесь только лучшее, а сеттинг местами даже интереснее.

Игра забрасывает нас в Россию после глобальной ядерной войны, где жить можно только под землей. Сюжет продолжает вторую часть, но играть в нее не обязательно, предыстория ясна. Главный герой — Артем, он уверен, что московское метро — не единственный оставшийся на планете очаг цивилизации. Дальше игроку предстоит в этом убедиться. Жанрово перед нами классический шутер с элементами РПГ и сурвайвла, местами даже попахивает стелс-экшеном. В руках игрока — огромный арсенал огнестрела, который можно модифицировать по полной, от ствола до ресивера. Часть уровней линейная, часть — большие открытые пространства, которые можно свободно исследовать. Есть сюжетные квесты и немного побочных. Из других интересностей — динамическая смена погоды, времени суток и… времен года! Так что игрок увидит постапокалиптическую родину и в снегу, и в осеннем золоте. Движок 4A Engine реально радует картинкой.

Chernobylite

Разработчик: The Farm 51

Год выхода: 2019

В отличие от Метро, это не постапокалиптик. Действие разворачивается в Чернобыльской Зоне Отчуждения. Причем парни из The Farm 51 продолжили исходную задумку GSC Game World, взяв за основу реальные объекты заброшенных Чернобыля и Припяти. А сюжет завернули не хуже, чем в «Тенях Чернобыля» с «О-сознанием».

Главный герой — физик, который был на Чернобыльской АЭС в момент взрыва. Спустя 30 лет он вернулся в попытке… О сюжете мы больше ничего не скажем, потому что он интересен буквально с первых шагов. Квестов в игре много, и зачастую непонятно, какие основные, а какие побочные. Кроме того, абсолютно любой персонаж может умереть, а это значит, что из-за действий игрока или по чистой случайности он может потерять огромный кусок истории и выйти на совершенно неожиданный финал. Геймплейно это шутер с крафтом и элементами сурвайвла. Со временем у игрока появится собственная база, где он сможет собирать оружие и амуницию. Из опасностей — аномалии, военные, другие искатели приключений. При этом, хотя сначала многие места и события покажутся мистическими, в финале игрок поймет, что жанр определен верно. Это чистая научная фантастика.

Fallout 4

Разработчик: Bethesda Game Studios

Год выхода: 2015

На самом деле, можно было бы рассмотреть и третью часть, но четвертая посвежее и геймплейно разнообразнее. Легендарная франшиза начиналась как классическая RPG, а потом внезапно стала ролевым боевиком. Fallout 4 в гораздо меньшей степени похож на Сталкер, чем Метро. Но это тоже постапокалиптик с исследованием большого красивого мира, и тоже с упором на шутерную составляющую.

Игра рассказывает нам историю персонажа, который уснул в криокамере подземного убежища в 2077 году, когда началась ядерная война. А проснулся в 2287-м, когда мир изменился настолько, что пришлось учиться жить заново. Сюжет довольно интересный, поэтому пересказывать его мы не будем. По сеттингу это постядерная Америка. Герой свободно перемещается по глобальной карте в рамках основного квеста и побочных заданий. По пути он встречает немало ярких персонажей, некоторые даже могут присоединиться к нему. В отличие от того же Сталкера здесь силен элемент РПГ — игрок прокачивает себе различные скилы, их комбинации заметно меняют геймплей. Но стрелять в любом случае придется, и много. Что с системой V.A.T.S., замедляющей время для выцеливания конкретных частей тела противника, становится весьма нетривиальным занятием.

Survarium

Разработчик: Vostok Games

Год выхода: 2015

Когда в 2010 году GSC Game World анонсировали S.T.A.L.K.E.R. Online, фанаты франшизы затаили дыхание. Долго обходиться без кислорода не пришлось — в 2011 году проект закрыли. Авантюристы пытались его пару раз возродить, но, как известно, что мертво — умереть не может. Поэтому когда в 2015-м в ранний доступ Стима вышел Survarium, многим показалось, что вот он — Сталкер Онлайн!

По жанру это онлайновый шутер от первого лица с элементами РПГ. По сеттингу — классический постапокалиптик, местами реально напоминающий локации из «Теней Чернобыля». Разработчики этого не скрывают — они вдохновлялись оригинальным Сталкером, решив сделать его аналог в формате ММО. Получилось неплохо. Огромные карты, масса разнообразного огнестрела, хардкорная система повреждений. Есть элементы выживания, опасные аномалии, в которые лучше не попадаться. Есть и артефакты, порой значительно модифицирующие геймплей. Прокачка скилов тоже в наличии. Выглядит игра красиво, звук атмосферный, все хорошо детализировано. В чем же проблема? В донате — он дает тотальное преимущество. Но сервера всегда забиты, а обновления пилятся почти еженедельно. Так что, несмотря на спорные отзывы, на будущем проекта рано ставить крест.

Will To Live Online

Разработчик: AlphaSoft LLC

Год выхода: 2018

Все верно, еще одна попытка сделать Сталкера Онлайн. Тоже шутер, тоже немножко РПГ. Действие, само собой, разворачивается в суровом постапокалиптическом мире. В отличие от Survarium здесь довольно глубокий лор и неплохой сюжет.

Сразу перейдем к особенностям. В игре есть классы, и они кардинально различаются. Например, Старатель эффективнее добывает руду в шахтах (кто бы мог подумать), а у Охотника все перки заточены под бой на дальней дистанции. Попав на карту, герой начинает хардкорно выживать, добывая и крафтя снаряжение. Попутно что-то узнает из истории окружающего мира и понимает, что он тут не случайно. Есть монстры, аномалии, другие игроки, которые не прочь поживиться вашим хабаром. Но можно зайти на No-PK сервер и сосредоточиться на PvE-контенте, а-ля «мировые боссы» и массовые рейды. У оружия плюс-минус реальная баллистика, его можно модификации. С Survarium сравнить игру нельзя, потому что на самом деле тут разные форматы. Survarium — это сессионный шутер, а Will To Live Online — сюжетный. Но будущее проекта тоже под вопросом, ведь он еще в раннем доступе и выходить в релиз не планирует.

Fear The Wolves

Разработчик: Vostok Games

Год выхода: 2019

Это те же ребята, которые делают Survarium. Но проект посвежее и другого уровня, во всех смыслах. Видимо, идея была такой: если со Сталкером Онлайн все непонятно, может, попробуем Сталкера в формате Королевской битвы? Звучит безумно, но пока игра в Раннем доступе и выглядит многообещающе.

Итак, у нас есть 25 км2 Чернобыльской зоны, в которую забрасываются одиночки и команды из двух игроков. Дальше геймплейно все как в типичных Баттл Роялях. Нужно как можно быстрее отыскать рандомно разбросанное оружие и устранить всех противников. Особенность в том, что на карте есть аномалии и радиоактивные зоны, которые динамически меняют свои свойства и площадь. Шариться по таким зонам помогает высокоуровневое снаряжение, до которого еще попробуй доберись. Естественно, не обошлось без мутантов и агрессивной фауны, так что другие игроки — ДАЛЕКО не единственная опасность. Также динамически меняется погода, а с ухудшением условий сурвайвл становится жестче. За изменение погоды голосуют другие игроки и зрители с онлайн-трансляций. Элементов РПГ нет, чистый шутер. На данный момент в игре 20 видов оружия, плюс модификации. Ну и, конечно, артефакты, которые могут помочь игроку или насолить назойливой вражине.

DESOLATE

Разработчик: Nearga

Год выхода: 2019

Если немножко отойти от чистого шутера, можно наткнуться на пару проектов, которые действительно сильно похожи на Сталкера. DESOLATE — одна из таких игр. Она тоже переносит нас в мутировавший постапокалиптик, но прятаться здесь приходится чаще, чем стрелять. Особенно на первых порах.

Действие разворачивается на вымышленном острове Граничный после глобальной катастрофы, о которой ничего не известно. Собственно, основная задача игрока заключается в том, чтобы понять, по каким правилам теперь живет мир и почему это случилось. Но сначала нужно хотя бы просто выжить, потому что вокруг — только мутанты, безумцы и аномалии. Потом найдутся союзники, но — потом. Геймплейно это сурвайвл с крафтом. Огнестрел есть, но его надо беречь. Поэтому проще подползти к врагу сзади и раскроить ему череп мачете. Или вообще обойти стороной, дабы не будить лихо. Оружие и экипировку можно находить, собирать самому и модифицировать. РПГ-составляющая представлена перками, существенно облегчающими жизнь. Упор в игре сделан на исследование огромного острова, на котором чего только нет: военные базы, секретные объекты, заброшенные постройки. Наслаждаться этим можно в одиночку или в компании до четырех друзей. Субъективно — кооператив не обязателен, но вместе как-то веселее.

35ММ

Разработчик: 35MM_Games

Год выхода: 2016

Эту во многом уникальную игру разработал всего один человек — Сергей Носков. В нашем списке это единственный инди-проект, но его определенно стоит упомянуть. Потому что хотя это совсем не шутер (не верьте тегам в Стиме), с точки зрения атмосферы и идейной составляющей — это определенно та игра, на которую можно выделить вечер. Или даже два.

Игра рассказывает историю двух путников, которые чудом пережили глобальную эпидемию. Теперь они бредут по опустевшим городам и весям, не вполне понимая, осталось ли в мире что-то кроме их затянувшейся агонии. Место действия — условная постапокалиптическая Россия. Игроку предстоит находить еду и воду, выполнять простенькие квесты, решать головоломки. Порой и пострелять нужно, и немножко пальцы размять в эпизодах с QTE. В плюс игре идут кинематографические ракурсы камеры, великолепные пейзажи, полные безысходности, и отличная хоррор-составляющая. Обзорщики порой ругают 35ММ за однообразный геймплей, но это на любителя. Главное здесь — атмосфера, которая больше про Сталкера Тарковского, чем про Сталкера Стругацких. Но в любом случае — про Сталкера.

Всего 8 игр, больше нет?

Что удивительно — нет. При желании, можно подтянуть трешовый ад вроде Fallen Earth или вспомнить Next Day, который от Survarium отличается… ничем! Можно какие-то параллели провести с Dying Light или RAGE 2, но насколько это целесообразно? Мы здесь перечислили игры, которые действительно похожи на S.T.A.L.K.E.R., хоть какими-то аспектами. А если что-то пропустили — ждем обратную связь в комментариях!