21 июля 2025 года состоялся долгожданный релиз Mists of Pandaria Classic – очередного этапа в развитии классических серверов World of Warcraft. Небольшой эксперимент Blizzard Entertainment, начавшийся более шести лет назад, доказал свою «профпригодность» и даже немного поменял отношение индустрии к ретро-геймингу в онлайн-играх.

Mists of Pandaria Classic — четвертый по счету масштабный аддон к World of Warcraft Classic. Оригинальный вышел 21 октября 2011 года. Сейчас WoW буквально переживает второй цикл дополнений, пересказывая историю классической игры дополнение за дополнением. Открытие серверов Пандарии — лишь продолжение этого цикла.

Что такое классические сервера WoW, и откуда они взялись?

История классических серверов WoW началась задолго до их официального запуска в августе 2019 года. На протяжении многих лет и нескольких аддонов сообщество игроков активно требовало от Blizzard возможности вернуться к истокам той версии игры, которая существовала до выхода первого дополнения The Burning Crusade в 2007 году.

Дело в том, что по мере развития World of Warcraft претерпевала кардинальные изменения, которые многие ветераны воспринимали как отход от изначальной концепции, которой следовал оригинальный WoW. Особенно остро вопрос встал после выхода дополнения Cataclysm в 2010 году, которое полностью перестроило игровой мир.

Многие почувствовали, что потеряли ту игру, в которую влюбились в 2004 году. Сообщество начало создавать пиратские серверы, чтобы окунуться в оригинальную версию WoW, самым известным из которых стал Nostalrius. Сервер привлек сотни тысяч игроков, доказав Blizzard масштаб спроса на классический контент.

Переломный момент наступил в 2016 году, когда Blizzard закрыла Nostalrius, что вызвало бурю негодования в сообществе. Петиция о создании официальных классических серверов собрала более 280 тысяч подписей. Долгое время руководство компании скептически относилось к идее, считая ее технически сложной и коммерчески нецелесообразной. Знаменитая фраза «you think you do, but you don't» от президента Blizzard даже стала мемом в сообществе.

Ситуация кардинально изменилась на BlizzCon 2017, где Blizzard неожиданно анонсировала World of Warcraft: Classic. Проект задумывался как воссоздание «ванильной» версии WoW максимально близко к той вариации, существовавшей до выхода The Burning Crusade.

Техническая реализация проекта оказалась значительно сложнее, чем могло показаться на первый взгляд. Разработчикам пришлось не просто «откатить» игру к старой версии, а фактически воссоздать ее на современной технической базе. Оригинальный код 2004 года был давно утерян или стал несовместимым с современным Battle.net, поэтому использовалась более поздняя версия движка.

Успех оригинального Classic фактически заложил фундамент для нового плана Blizzard по воссозданию всей истории World of Warcraft. После завершения основной фазы Classic игроки получили возможность выбора — остаться на «вечных» серверах Classic или продолжить путешествие во времени с The Burning Crusade Classic, запущенным в 2021 году.

The Burning Crusade Classic вернул героические подземелья, арену PvP, рейды Каражан и Черный храм. Wrath of the Lich King Classic, запущенный в 2022 году, стал особенно долгожданным, поскольку многие считают это дополнение золотым веком WoW.

Cataclysm Classic, несмотря на неоднозначное отношение к оригинальному дополнению, тоже нашел своих поклонников. Четвертым аддоном стали «панды».

World of Warcraft: Mist of Pandaria — ключевые нововведения

Новый континент

Игроки получили доступ к новому континенту — Пандарии, скрываемой туманами на протяжении тысячелетий. Территория включает в себя семь зон: Нефритовый лес, Долина Четырех ветров, Кунь-Лайские вершины, Танлунские степи, Долина Вечных цветов, Пустоши Тун Ваша и Остров Грома. Каждая локация была вдохновлена азиатской культурой — вокруг этой эстетики и крутится весь лор аддона.

Раса пандаренов

Пандарены стали первой нейтральной расой в истории WoW, доступной как для Орды, так и для Альянса. Игрок делает выбор фракции только на 10-12 уровне, после прохождения стартовой зоны на спине гигантской черепахи Шен-зин Су. До этого момента пандарены существуют вне конфликта между фракциями.

Раньше пандарены были мемом. Теперь они стали полноценной играбельной расой.

Среди расовых бонусов пандаренов — замедление падения, бонус к кулинарии, увеличенный отдых в гостиницах и способность усыплять врагов. Что касается классов, то пандарены могут быть воинами, охотниками, жрецами, шаманами, магами, разбойниками и, конечно же, монахами.

Класс монаха

В аддоне появился совершенно новый класс персонажей. Монахи относятся к героям ближнего боя, полагаясь на внутреннюю энергию Ци и боевые искусства. Класс доступен для большинства рас и может выполнять три роли: танк (Защитник пивоварни), лекарь (Мастер туманов) и боец ближнего боя (Танцующий с ветром). Они используют собственную систему ресурсов на основе энергии и света Ци, что отличает монахов по механикам от других классов.

Переработка системы талантов

Традиционную систему талантов отменили, заменив новой, более простой и гибкой. Теперь персонаж получает новый уровень талантов каждые 15 уровней, выбирая один из трех вариантов в каждой из веток. Такой подход позволяет проще экспериментировать с билдами и переключаться между ролями без необходимости полной перестройки персонажа. Классовые специализации теперь определяются на 10 уровне.

Отказ от системы классовых тренеров

Игрокам больше не нужно посещать классовых тренеров для изучения новых заклинаний и умений. Все способности теперь изучаются автоматически при достижении соответствующего уровня. Это значительно упростило процесс прокачки и устранило необходимость постоянных поездок в города для обновления арсенала способностей.

Введение мифических рейдов

С этим аддоном появился новый уровень сложности. Мифические рейды предназначены для самых опытных и организованных гильдий, предлагая сложные механики. Такой челлендж награждается улучшенным снаряжением с более высоким тиром.

Черный рынок аукционов

Инновационная система торговли, где редчайшие и уникальные предметы выставляются на аукцион в специальном месте. На Черном рынке можно найти маунтов, питомцев, трансмогрификационные предметы и другие раритеты, которые обычно недоступны или встречаются крайне редко. Система работает по принципу закрытого аукциона — игроки делают ставки, не видя предложений конкурентов.

Система битв питомцев

Новый трейлер перед выходом дополнения

Полноценная мини-игра внутри WoW, превращающая коллекционирование питомцев в аналог «покемонов». Питомцев нужно было ловить, прокачивать (равно как и прокачивать их способности) и пускать в битвы с другими питомцами. Эту систему Blizzard проработала очень глубоко, благодаря чему в игру добавили сотни питомцев со своими способностями, квесты, связанные с битвами питомцев, и специализированных тренеров по всему миру для прокачки ваших любимцев.

Система улучшения рейдовой экипировки

Введена механика так называмого «варфорджинга» — случайного улучшения характеристик предметов, выпадающих в рейдах. Теперь любой предмет может случайно получить бонусные характеристики или более высокий уровень, как бы продлевая интерес к фармингу одного и того же контента. Впрочем, мы говорим о MMORPG, здесь с этим проблем нет.

Сценарии или новый тип PvE контента

Короткие, сюжетно-ориентированные подземелья для 3 игроков любых ролей. Сценарии фокусируются на повествовании и кинематографичности, а не на сложных механиках. Они позволяют игрокам быстро получить PvE-опыт без необходимости поиска танка и лекаря, так как система автоматически адаптируется под состав группы.

Challenge Mode или временные испытания в подземельях

Новый режим прохождения подземелий на время с уникальными наградами. В Challenge Mode снаряжение всех игроков подстраивается до определенного уровня, что делает испытание честным тестом навыков, а не качества экипировки. За прохождение в установленное время игроки получают сеты для трансмогрификации (изменение внешнего вида вещей) и достижения.

Настройка списка полей битв

Игроки получили возможность исключать определенные поля битв из случайной очереди, если они не хотят на них играть. Эта функция позволяет избежать попадания на нелюбимые карты, хотя время ожидания очереди может увеличиться. Система как бы дает возможность игрокам получать больше удовольствия от PvP, играя только на предпочитаемых аренах. У вас ведь наверняка были нелюбимые?

Друиды как полноценные танки

Специализация «Страж» друидов получила значительные улучшения и теперь считается полноценным танковым классом наравне с воинами и паладинами. Друиды-медведи получили новые способности активной защиты, более грамотное управление аггро (угрозой от мобов).

Система автоматического нерфа рейдов

Впервые введена система постепенного облегчения текущего рейда со временем. Каждый месяц боссы в актуальном рейде становятся немного слабее, что позволяет большему количеству игроков осваивать контент до выхода следующего обновления. Система была разработана для того, чтобы новые рейды оставались доступным для разных уровней геймеров без необходимости ждать следующего дополнения.

Появление ферм

К выходу Mist of Pandaria стало особенно заметно, как Blizzard начала смещать фокус в сторону «оказуаливания» игры. Он был заметен еще во времена Wrath of the Lich King, второго по счету дополнения к World of Warcraft.

Вместе с выходом Пандарии разработчики решили угодить новому сегменту «мирной» аудитории, не преследующей цель возглавлять рейтинги по прохождению подземелий или PvP-активностей вроде аренды или полей сражений. И если раньше мирные активности ограничивались рыбалкой и прокачкой профессий, теперь к ним добавили.... ферму. На них можно было выращивать предметы для кулинарии и не только.

Вывод

Таким бы могло быть продолжение WoW, считает нейросеть

Mist of Pandaria по праву считается одним из самых противоречивых дополнений в истории World of Warcraft. Несмотря на первоначальную критику за «несерьезную» тематику с пандами, аддон представил несколько фундаментальных геймплейных изменений, многие из которых закрепились в современной версии WoW.

Переработка системы талантов, введение мифических рейдов, новый класс монахов и битвы питомцев — все эти нововведения углубили игровой опыт. Ну и не забываем про философию Пандарии, основанную на гармонии, балансе и внутреннем спокойствии, что контрастировало с вечной войной между Ордой и Альянсом.

Даже сейчас континент Пандария считается одним из самых красивых и детально проработанных в игре. MoP Classic позволяет заново оценить это дополнение, которое теперь считается недооцененным. И Blizzard дает нам эту возможность официально.

Заглавное фото: скриншот CQ.ru