Вселенная «Дюны» представляет собой один из самых масштабных и детально проработанных миров в истории научной фантастики. Галактическая империя, охватывающая тысячи планет, сложные политические интриги между Великими Домами, мистические ордена и философские размышления о природе власти, религии и человеческой эволюции — Фрэнк Герберт уместил все эти вопросы в рамки одной серии и получил свое место в истории за это.

Созданный писателем мир постоянно порождал новые вызовы для адаптации. Как передать многослойность мира «Дюны»? На протяжении 45 лет режиссеры и разработчики игр пытались найти ответ на этот вопрос. Насколько удачно у них это получилось, рассмотрим в нашем материале.

С чего все начиналось

Фрэнк Герберт создавал вселенную Dune на протяжении многих лет. Изначальным толчком для создания лора стала статья, которую он писал в 1950-х годах. Текст был посвящен проекту стабилизации песчаных дюн в Орегоне.

Герберт работал журналистом. В 1957 году он получил задание написать статью о дюнах. Изучая, как правительство использует травы для закрепления движущихся песков, он заинтересовался экологией пустынь и взаимодействием человека с окружающей средой.

Вникая в экологические процессы, писатель все больше интересовался тем, насколько сильно окружающая среда может влиять на уклад общества. Это привело его к идее создания планеты-пустыни, где вода является самым драгоценным ресурсом.

Герберт был эрудированным человеком, он изучал психологию, философию, религию, историю, экологию и политику. Мужчина читал труды по исламу, буддизму, христианству и другим религиям, что отразилось в сложной религиозной системе Dune. При этом политическая структура была вдохновлена феодализмом, и содержала элементы сразу из нескольких исторических периодов.

Работа над романом заняла шесть лет. Особое внимание писатель уделял языку. Герберт создал язык чакобса, заимствуя термины из арабского, иврита, латыни и других языков. Например, «Муад'Диб» происходит от арабского слова, обозначающего мышь-кенгуру.

Герберт потратил шесть лет на написание первой книги, тщательно продумывая экологию Арракиса, жизненные циклы песчаных червей, культуру фрименов и политические интриги. Он создал подробные генеалогические древа, исторические хроники и даже систему календаря. Подход к работе был настолько детальным, что некоторые заметки писателя об аспектах мира никогда не попали в книги.

Автор придерживался подхода, в котором читатель должен чувствовать глубину и аутентичность мира, даже если не все детали явно объясняются. Сразу после выхода работа бестселлером не стала, хотя к 1968 году Герберт заработал на романе $20,000, что было гораздо больше, чем приносили большинство научно-фантастических романов того времени.

А вот критики сразу оценили вклад писателя в литературу, благодаря чему «Дюна» получила премию «Небула» за лучший роман в 1965 году и разделила премию «Хьюго» в 1966 году с романом Роджера Желязны «Этот бессмертный». Всего Фрэнк Герберт написал 6 книг в серии: «Дюна», «Мессия Дюны», «Дети Дюны», «Бог-Император Дюны», «Еретики Дюны» и «Капитул Дюны»

Первая экранизация

Первую успешную попытку перенести литературный шедевр были предприняты в 1981 году, когда Линчу предложили поработать над фильмом. Он был приглашен для работы после того, как дочь режиссера Дино Де Лаурентиса и со-продюсер Раффаэлла увидела «Человека-слона» — предыдущую работу Дэвида.

Девушка была убеждена, что Линч идеально подходит для этой работы. К 1981 году, после ряда неудачных попыток запустить проект, девятилетнее соглашение истекало, и Де Лаурентис вновь договорился о правах на Дюну.

В то время Линч получал несколько других предложений о работе над крупными картинами, включая «Возвращение джедая». Между предложением и выходом фильма (1984) прошло три года — довольно длительный период производства, что отчасти объясняет часть проблем, с которыми столкнулся проект.

Проблема первой адаптации Дюны

Фильм Дэвида Линча считают противоречивым по нескольким причинам. Во-первых, художественное видение режиссера не совсем соответствовало требованиям. Линч известен своими сюрреалистичными картинами, в то время как студия хотела коммерческий научно-фантастический блокбастер в духе «Звездных войн». Это привело к конфликту видений и фильм попал в производственный ад.

Во-вторых, сама по себе адаптация столь комплексного материала была не особо удачной. Книга Герберта невероятно сложна из-за уклона в политику, философию и мифологию.

По версии Линча фильм должен был длиться более 5 часов, но продюсера это не устроило. Поэтому картину порезали, перемонтировали и добавили сцены, которых изначально не было в сценарии, что привело к путанице и поверхностности. Многие сюжетные линии были обрублены и непонятны обычному зрителю. Дэвид Линч в итоге отказался вписывать свое имя в титры, поэтому режиссером указан Алан Смити (псевдоним для киноделов, которые не хотят светиться в титрах), а сценаристом — Джудас Бут (Judas Booth).

Вдобавок режиссер отметился странными творческими решениями, добавив элементы, которых не было в книге (например, звуковое оружие). Были и технические проблемы: спецэффекты выглядели устаревшими даже по меркам 1984 года, а монтаж из-за студийного вмешательства получился рваным. После выхода оригинальной версии, были еще две попытки перемонтировать фильм, чтобы собрать его в одно целое, но более менее получилось это сделать только в Extended Edition, которая длится 177 минут.

Что особенно интересно ,когда Де Лаурентис связался с Линчем, он сказал, что никогда не слышал о книге. Изначально он даже не читал книгу. Но после того, как режиссер ознакомился с романом Герберта, идея адаптации ему понравилась, и он согласился работать над ним. А к чему это привело — мы рассказали выше.

Сериалы

«Дюна» (2000)

Да прямо здесь смотрите

Попытки снова перенести «Дюну» на экран предприняли в 1999 году, когда началась работа над телевизионным сериалом из четырех серий. Он стал первым крупным проектом Sci-Fi Channel и был впервые показан в США 3 декабря 2000 года.

В отличие от фильма Линча, мини-сериал получил значительно больше экранного времени — почти 4,5 часа (6 часов вместе с рекламой), что позволило охватить большинство сюжетных моментов. Сериал Frank Herbert's Dune оказался лучшей адаптацией романа Фрэнка Герберта, чем фильм Дэвида Линча.

Но он страдал от ограниченного бюджета, что сказывалось на спецэффектах и масштабе постановки. Некоторые декорации и костюмы выглядели театрально, а не кинематографично. Но его коммерческий успех привел к работе над продолжением.

«Дети Дюны» (2003)

Еще один телевизионный мини-сериал, написанный Джоном Харрисоном и режиссированный Грегом Яйтанесом. Основан на романах Фрэнка Герберта «Мессия Дюны» (1969) и «Дети Дюны» (1976). Остается единственной полноценной экранизацией продолжения истории Пола Атрейдеса и важным звеном между классическими попытками адаптации и современными блокбастерами Вильнева.

Работа охватывает события двух романов, показывая упадок империи Пола Атрейдеса и судьбу его детей-близнецов. Проект получил более высокий бюджет и лучшее техническое исполнение по сравнению с предшественником. А роль Лето Атрейдеса II исполнил тогда еще совсем молодой и зеленый Джеймс Макэвой.

Возвращение широкого метра от Дени Вильнёва

Экранизация Дени Вильнёва пока что представляет собой наиболее амбициозную и технически совершенную попытку перенести «Дюну» на большой экран. Режиссер создал поразительно реалистичную и приземленную версию будущего, отказавшись от ретро-футуризма.

Съемки в реальных локациях придали фильму осязаемую достоверность. Вильнёв минимизировал использование зеленого экрана, сделав упор на реальные декорации. Поэтому съемочная команда успела побывать в Иордании, ОАЭ, Венгрии и Норвегии. К работе над звуковым сопровождением привлекли Ханца Циммера.

Несмотря на качественный визуал, картина столкнулась с некоторой критикой. Многие сюжетные ходы из книги упрощены или переосмыслены. Политические интриги сжаты, роль ментатов минимизирована, а философские идеи оригинального романа не получили должного раскрытия.

На текущий момент выпущено две части «Дюны», третья ожидается в 2026 году. Фильмы Вильнёва немного популяризировали вселенную, сделав ее доступной для массовой аудитории, при этом не упрощая ее до примитивного экшена.

Вселенная «Дюны» в играх

Dune 1992

Первая компьютерная игра по вселенной Дюны была создана французской студией Cryo Interactive и представляла собой смесь приключенческой игры и стратегии. Геймерам отводилась роль Пола Атрейдеса, а сюжет следовал истории первой книги.

Игру приняли хорошо. В первую очередь это случилось благодаря достойной адаптации атмосферы первоисточника. Разработчики тщательно воссоздали мир Герберта. Dune требовала от игрока не только стратегического мышления, но и дипломатических навыков для работы с различными племенами. Многие до сих пор считают эту игру самой верной духу оригинальных книг.

Dune II: The Building of a Dynasty (1992)

Dune II от Westwood Studios получилась еще лучше. Фактически игра создала жанр стратегий в реальном времени в том виде, в каком мы его знаем сейчас. В игре предлагалось выбрать один из трех Великих Домов: Атрейдесы, Харконнены или Ордосы. Ключевым элементом игры стало сражение за контроль над Пряностью на Арракисе. В игре реализовали классические геймплейные механки вроде строительства базы, создании собственного войска и сражений, где основной упор делался на тактику, а не только численное превосходство.

Dune II ввела многие концепции, ставшие стандартом для RTS: сбор ресурсов, древо технологий, различные типы юнитов. Проект задал тренд на стратегии в реальном времени, вдохновив создателей Command & Conquer, Warcraft и не только.

Dune 2000

Это полноценный ремейк легендарной Dune II, созданный той же Westwood Studios. Игра использовала движок Command & Conquer, что позволило значительно улучшить графику, звук и пользовательский интерфейс. Кампания была полностью переработана и включала живые видеовставки с актерами.

Геймплей сохранил основные принципы оригинала, но добавил современные удобства — возможность выделения групп юнитов, улучшенный ИИ, более сбалансированные фракции. Каждый Дом получил уникальные технологии и специальные способности. Игра также включала многопользовательский режим.

Emperor: Battle for Dune (2001)

Последняя игра серии от Westwood и попытка создать полноценную 3D-стратегию по вселенной Дюны. Действие происходило после событий оригинальных книг, где три Дома сражались за контроль над Арракисом после смерти Императора.

Геймплей включал не только сражения на Арракисе, но и на других планетах. Система альянсов позволяла заключать союзы с субфракциями, получая доступ к уникальным юнитам. К сожалению, Emperor страдала от технических проблем и не смогла завоевать широкую аудиторию.

Dune: Spice Wars (2022)

После двадцатилетнего перерыва франшиза вернулась с выходом 4X-стратегии в реальном времени от Shiro Games и Funcom. Dune: Spice Wars cочетала элементы классических пошаговых стратегий с RTS-механиками. Действие игры происходит на Арракисе, где несколько фракций сражаются за политическое влияние и контроль над Пряностью.

Игра включала семь играбельных фракций, каждая со своими механиками. Победа достигается не только военной силой, но и через политическое влияние в Ландсрааде, шпионаж и экономическое доминирование.

Dune: Awakening (2025)

Представляет собой MMO-игру на выживание, действие которой происходит в альтернативной временной линии, где Пол Атрейдес никогда не рождался. Игроки оказываются на Арракисе и должны выживать в суровых условиях пустыни, добывая ресурсы, строя укрытия и избегая песчаных дюн.

Визуально Dune Awakening следовала канонам, заложенным режиссером. Хотя речь идет о проекте в жанре «выживач», игра постаралась пересказать ключевые моменты, за которые аудитория любит эту вселенную. О том, какой получилась эта игра, можете прочесть в нашем отдельном материале.

«Дюна» не только популяризировала научную фантастику, но и стала источником вдохновения для экологического активизма, представив климатическую катастрофу задолго до того, как эта тема стала актуальной. По мере роста популярности книг она выиграла две самые престижные премии в научной фантастике и в конечном итоге разошлась тиражом около 20 миллионов экземпляров. Теперь она прочно проникла в поп-культуру и пока не собирается оттуда уходить. А вам нравится эта вселенная?

Заглавное фото: gkpb.com.br