Настоящий бум ремейков начался в 2010-х и достиг пика в 2020-х годах. Причина была неочевидной, но довольно простой — игровая индустрия выросла до масштабов Голливуда, в рамках которогой выпуск переизданий и ремейков становился экономически выгодным.
Почему разработчики делают ремейки
Коммерческие причины
Источник: скриншот СQ.ru
Согласно документу британского антимонопольного регулятора, бюджеты разработки AAA-игр за 2024-2025 годы легко раздулись до 200 млн долларов. Причем, к концу седьмого поколения консолей стоимость отдельных игр возросла до сотен миллионов долларов.
К примеру, Grand Theft Auto V оценивается в 265 млн долларов, хотя вышла в 2013 году. Но это скорее исключение, нежели правило. Видеоигры — точно такой же бизнес, а ремейки и ремастеры представляют собой более безопасную альтернативу крупным проектам.
Создание ремейка в любом случае сопряжено с низким уровнем риска. Чем больше бюджет, тем больше копий нужно продать для окупаемости. В этих условиях ремейки становятся финансовой подушкой безопасности. Но почему это почти всегда безотказно работает?
- Готовая концепция. Девелоперу дажне не нужно изобретать геймплей с нуля.
- Сюжет, проверенный временем.
- Готовая фан-база: у авторов она уже есть.
- Предсказуемый спрос. Компания опирается на продажи оригинала и состоянии индустрии, которая нуждается (или не очень) в новом переосмыслении.
- Бесплатный маркетинг. Для сравнения, маркетинговый бюджет новых AAA-игр составляет примерно 75-100% бюджета на разработку.
Ремейки открывают еще один пласт для издателей, потому что предлагют новой (выросшей) аудитории геймеров опыт, который зарекомендовал себя у старшего поколения. Но что по поводу цифр? Они говорят сами за себя.
Возьмем для примера ремейк Resident Evil 2. По состоянию на 2025 год было продано 15,8 млн копий ремейка, что втрое превышает показатели оригинала. Правильно сделанный ремейк может не только окупиться, но и переплюнуть коммерческий успех оригинала.
Есть и обратная ситуация: релиз Concord готовился восемь лет, а всего было потрачено на проектирование, разработку и маркетинг порядка 400 млн долларов. Только вот серверы отключили спустя две недели после выхода, потому что аудитория отвергла этот проект.
Идеологические причины
В отдельных случаях у разработчиков есть и благородные мотивы. Они создают ремейки, чтобы исправить технические ограничения оригинала и как бы «переизобрести» игру для молодых геймеров. Это логично, ведь игры 90-х и 2000-х создавались с каким-то неприличным количеством технических компромиссов.
Resident Evil 1996 года использовал фиксированные камеры не из художественных соображений, а потому что первая PlayStation банально не могла рендерить 3D-окружение в реальном времени. Современные движки, напротив, позволяют реализовать ту идею, которую разработчики изначально хотели воплотить, но не могли из-за железа.
Ремейки как реклама
Выпуск ремейка может разогреть аудиторию перед релизом следующей части серии или снизить порог входа в новую для новичков франшизу. Такой ход делает классику доступной новому поколению без необходимости терпеть архаичные механики.
Когда между частями франшизы проходит 5-10 лет, старые фанаты могут забыть про серию, а новые игроки просто не знать о ее существовании. И в этом случае ремейк выступает как мощный PR-инструмент, возвращающий франшизу в информационное поле.
К примеру, обновленные Silent Hill 2 и Metal Gear Solid Delta показали, что премиальные ремейки очень востребованы. Первый продался тиражом в 2,5 млн копий примерно за год, а второй заинтересовал миллионную аудиторию вообще в первый же день.
Ремейки — это еще и действенный способ сохранить классику. Старые игры работают на устаревшем железе, зачастую требуют установки эмуляторов и немалых танцев с бубном, чтобы нормально работать на современных ПК. А в этом случае ремейк становится легальным способом сохранить игру.
Ремейки — это ностальгия?
Для многих это идеальный способ вернуться в прошлое и вновь пережить любимые моменты. Но ведь можно запустить ту самую оригинальную игру? Да, можно, но иной раз старые игры сегодня не вызывают прежнего отклика.
Причин этому несколько: начиная от неудобного управления до откровенно устаревших геймдизайнерских решений. Вот здесь и приходят на помощь ремейки, позволяя пережить заново эмоции.
Так работает наша черепная коробка: если ты проходил условный Oblivion в 2006 году, в мозге активируется гиппокамп, отвечающий за память. Но также активируются зоны удовольствия, дающие ощущение радости. Все это работает вместе, и особенно сильно, если игру переделали на новый лад, сделали ее удобнее. И будет работать через 19 лет, и возможно даже еще больше.
Ностальгия работает еще и потому, что для каждого игры связаны с конкретными периодами жизни, и ремейки очень умело эксплуатируют это. В трейлерах показывают знакомые сцены, музыкальные темы узнаются, и в такие моменты желание вернуть себе старые эмоции очень подкупает.
Правильные ремейки
Resident Evil 2 (2019)
Лучшее преобразование классического хоррора, вышедшего, на минуточку, в 1998 году. Благодаря фирменному движку Capcom и по сути полностью пересобранному геймплею, проект получил очень высокие оценки критиков. Вдобавок к этому, фанаты отметили верность оригиналу.
Resident Evil 2 Remake стал своего рода образцом, как должен выглядеть ремейк, а Capcom все еще является королем в этой нише.
Что было сделано правильно? Capcom полностью переработала игру, сохранив атмосферу второй части. Игра рассказывала ту же историю, но вместо громоздких блужданий под фиксированные ракурсы камеры игроки получили вид из-за плеча. Фактически RE2 Remake смогла соблюсти баланс, который упускают многие студии.
Resident Evil 4 (2023)
За первые две недели игра продалась сумасшедшим тиражом в 4 миллиона экземпляров, а всего было продано более 8 миллионов копий. И это снова больше, чем оригинал.
Разработчики не только обновили графику легендарного хоррора, но и пересобрали игру под современные стандарты, на новом движке. Также они пустили под нож устаревшие механики и даже немного углубили сюжет.
Demon's Souls (2020)
Bluepoint подошла к проекту FromSoftware с предельной аккуратностью. Авторы воссоздали игру с нуля, вообще не затрагивая архитектуру уровней, баланс и механику. Но фанаты оригинальной игры остались довольны, потому что боевую систему оставили такой, какая она была.
Final Fantasy VII Remake (2020)
Учитывая высокие ожидания при запуске в 2020 году, Final Fantasy VII Remake попала в яблочко. Многие вообще не стесняются называть ее одной из лучших RPG и параллельно одной из лучших игр серии за последние годы.
Риск Square Enix легко окупился: компания превратила пошаговую JRPG во что-то более динамичное, разбив историю на эпизоды. Да, пришлось обрубить сюжет на полуслове, зато это дало авторам возможность детальнее проработать игру.
Dead Space (2023)
Глен Скофилд, соавтор оригинальной Dead Space, обращался к EA с предложением о разработке Dead Space 4, предлагая вернуть прежнюю команду руководителей. Но издатель сказал, что его это не интересует, зато дал зеленый свет на переосмысление оригинальной части.
Как итог, в Европе ремейк занял шестое место среди игр с наибольшим количеством физических и цифровых продаж в январе этого же года. В США игра дебютировала второй после Call of Duty: Modern Warfare II. Никто не переизобретал велосипед, но и механики вышедшей в 2009 году оригинальной части выглядели свежо.
Tony Hawk's Pro Skater 1+2 (2020)
Компания Activision тоже смогла похвастаться очень успешным ремейком: за 10 дней с момента релиза игра продалась тиражом в 1 млн копий, став самой быстропродаваемой в истории франшизы.
Средняя оценка на агрегаторе Metacritic составляет 89 баллов из 100 от прессы и 9,1 балла из 10 от пользователей. Разработчики перевели две части культового симулятора скейтбординга на новый движок, паралелльно добавив в сборник онлайн-режимы. Еще появился расширенный редактор парков, косметические предметы.
Black Mesa (2020)
Black Mesa буквально была взращена на огромном фанатском энтузиазме, но по итогу стала полноценным ремейком, который смог переосмыслить Half-Life, не потеряв ни одной детали. Проект создавался больше десяти лет.
Такому качеству он в том числе обязан сообществу, с которым студия вела диалог на протяжении всей разработки. Valve фактически благословила команду Crowbar Collective. Забавно, но именно эту версию считают более эталонной, чем HF1.
Silent Hill 2 Remake (2024)
Один из самых обсуждаемых релизов 2024 года и билет Bloober Team в мировое признание. Игра почти без отклонений пересказывает историю, которую многие считают одной из лучших в жанре. Часть геймеров ждала этот ремейк больше всех остальных.
И снова здесь видна грамотная работа с переносом ключевых механик на новый движок (в этом случае Unreal Engine 5). Благодаря этому проекту вся франшиза получила вторую жизнь и сейчас прекрасно себя чувствует.
Mafia: Definitive Edition (2020)
Первая «Мафия» вышла в 2002 году, а новая легко позволяет пережить ту же историю в современном визуальном формате. Правда, этот релиз разделил лагерь поклонников на две части. Одни признали ремейк лучшим переосмысмлением «той самой» Mafia, другие отказались.
Тем не менее большинство сошлось в одном. Hangar 13 проделала просто титаническую работу с графикой, сценами и общей постановкой. Получилась практически другая игра про того самого таксиста, который по воле случая стал участником итальянской семьи. Теперь знакомство с серией не стыдно начинать именно с нее.
Не очень правильные ремейки
Warcraft III: Reforged (2020)
Именно этот проект стал самым низкооцененным пользователями на Metacritic. На момент выхода игра собрала всего 0,5 балла, сейчас чуть лучше — 0,6. Все дело в невыполненных обещаниях, а их было много.
На старте Blizzard заверила, что полностью переработает катсцены, сделает улучшенный редактор карт, но выпустила откровенно недоделанный продукт, который работал даже хуже оригинала. Но еще больше геймеров разозлило, что разработчики удалили старую версию игры из лаунчера.
Prince of Persia: The Sands of Time Remake
Невышедший, но уже очень спорный ремейк. Игру изначально отложили из-за негативной реакции на дебютный трейлер. Затем разработка была полностью перезапущена, а Ubisoft объяснила это сменой визуального стиля.
Игра попала в производстенный ад, а ее анонс состоялся 2020 году. Хотели выпустить годом позднее, но все пошло не так. Игру полностью перезапускали несколько раз и даже меняли разработчиков. Релиз ожидается в 2026 году.
XIII Remake (2020)
Один из самых знаменитых провалов. Ремейк шутера в комикс-стилистике потерял в процессе разработки самое главное, а именно, стиль. Новый арт-дизайн выглядел слишком дешево, если не сказать, что безлико.
Добавляем сюда среднюю, по меркам шутеров, стрельбу и множество багов, которые ломали геймплей. Ситуация была настолько плачевной, что издателю пришлось нанять другую студию, чтобы попытаться сделать... ремейк ремейка.
Независимо от того, какое качество итогового проекта по некогда культовой игре мы можем увидеть, индустрия все еще заражена этим трендом. И когда мы говорим «заражена», мы вовсе не считаем, что это плохо.
Иной раз попытки делать ремейки выглядят как желание не рисковать, но даже в таком виде проекты выполняют главное — оживляют интерес к играх, которые как минимум достойны увидеть продолжение. Ну или хотя бы перерождение на новом движке.
Заглавное фото: скриншот CQ.ru
Читайте также:
- Монетизация в играх — как разработчики умело выкачивают деньги из геймеров
- Почему портативные консоли вернулись: Steam Deck и Nintendo Switch против смартфонов
- Возрождение 8-bit игр: как жанр переживает новый Ренессанс
- Конкурент PlayStation и Xbox: что известно о Steam Machine
- Пластиковые гитары, роботы и магические перчатки: 10 гаджетов, изменивших игровой опыт
alexi_here
0 комментариев