С давних пор видеоигры остаются одними из любимых «мальчиков для битья» у разного рода активистов и политиков. Чего только не вменяли популярному виду развлечений — от пропаганды насилия и гедонизма до банальной зависимости.
Геймеры со стажем наверняка помнят о том, как Mortal Kombat с ее литрами кровищи и оторванными конечностями поспособствовала появлению возрастных рейтингов. А бывший адвокат Джек Томпсон сделал успешную карьеру активиста благодаря регулярным нападкам на видеоигры. Особенно на серию GTA.
В этом материале мы решили рассмотреть обратную сторону и напомнить о том, сколько всего хорошего для людей сделали виртуальные миры. И в особенности онлайн-игры.
Знакомства по интересам
Для России, массово открывшей для себя видеоигры лишь ко второй половине 90-х, немаловажную роль сыграл социальный фактор. Поменяться картриджами, дисками или просто поиграть вместе за одним телевизором — чем не повод для новых знакомств?
Источник: Пикабу / Фото рынка «Горбушка»
Конечно, «лихие девяностые» обернулись массой удивительных открытий для тогдашних тинейджеров, поэтому можно было легко найти и десяток других точек соприкосновения. Но видеоигры все равно были в первых рядах. И не в последнюю очередь из-за дороговизны консолей и игр, которая особенно сильно ощущалась на фоне печально известного дефолта 98-го.
Как сейчас помню, первая PlayStation в ту пору была лишь у одного мальчика из соседнего дома. И, кажется, добрая половина двора дружила с ним лишь ради того, чтобы прикоснуться к поражавшей воображение 3D-графике бесплатно, а не экономить на завтраках, чтобы поиграть с пацанами в компьютерном клубе.
Источник: Дзен / Фото из игрового клуба
Последние, впрочем, тоже были отличным местом для знакомств. Ведь туда заглядывали все кому не лень. А с развитием интернета и ПК-гейминга многие уже заводили себе новых друзей из других городов или даже стран.
Социализация для хикки и людей с ограниченными возможностями
В Японии давно существует такой термин как хикикомори — так называют людей, в силу особенностей личности или психических расстройств отказывающихся от социальной жизни. Хикки могут не покидать своих комнат месяцами, а то и годами, благо в наше время доставка товаров и еды на дом — не проблема, как и удаленная работа.
Источник: Hiraoka / Фото геймера
При этом нельзя сказать, что подобные затворники никогда не стремились к общению — просто найти себе единомышленников было сложно из-за ментальных проблем и, так сказать, выхода в свет. И онлайн-игры наряду с чатами и форумами стали отличным инструментом для новых знакомств. Первые более удобны, ведь позволяют убить двух зайцев разом — не только весело провести время, но еще и пообщаться в чате.
Аналогичным образом игры помогли и людям с ограниченными возможностями.
Помощь во время самоизоляции
В 2020-м пандемия COVID-19 вынудила миллионы людей по всему миру осесть по домам и снизить до минимума контакты с внешним миром. И для тех, кто привык подолгу сидеть в четырех стенах, это стало большой проблемой. Многие буквально теряли рассудок, а кто-то и вовсе наложил на себя руки. Справиться с выпавшими на человечество проблемам не в последнюю очередь помогли онлайн-игры.
Источник: Innersloth / Промо-арт Among Us
Особенно прославилась Among Us — вольная интерпретация настольной «Мафии», где участникам нужно вычислить предателя. Здесь — то же самое, но в космическом сеттинге и с простецкой мультяшной графикой. Занятно, что Among Us вышла в 2018-м, но тогда мало кто обратил внимание на инди-проект. Лишь во время пандемии и благодаря пиару со стороны стримеров игра в одночасье стала невероятно популярной.
Уже в ноябре того года, когда аудитория проекта составляла 500 млн, успех игры привел к выходу консольных портов, VR-версии и ряду коллабораций с другими играми.
Источник: NPR / Скриншот Animal Crossing: New Horizons
Другим знаковым проектом той поры стала Animal Crossing: New Horizons для Nintendo Switch. Это довольно уютный симулятор жизни, который стал для многих неплохой заменой реальному миру в трудное время. Кто-то даже сыграл свадьбу в виртуальной реальности, не имея возможности выбраться в ЗАГС.
Киберспорт как важная часть современного общества
В России отношение к киберспорту по-прежнему остается неоднозначным. Игроки, конечно же, всецело его поддерживают, а кто-то и вовсе мечтает однажды оказаться на турнире. Другие же продолжаются насмехаться. Мол, какой такой спорт, простите? А, на кнопочки нажимать и не видеть мира вокруг? Тоже мне. Правда, стоит только рассказать таким невеждам о призовых фондах, как весь смех обычно сходит на нет.
Источник: Мир танков / Фото с киберспортивного турнира
Да, выступать на профессиональном уровне — значит отказаться от многого ради своего хобби и работы. Но ведь то же самое можно сказать и про профессиональных спортсменов. Им ведь тоже пришлось пойти на определенные жертвы ради успеха. Но поскольку понятие «спорт» издавна ассоциируется с физическим трудом, многие продолжают язвительно относиться к киберспортивным соревнованиям.
Мультиплеерные онлайн-игры прославили разработчиков из СНГ
«Мир танков» и «Мир кораблей» — два мегауспешных проекта, добившихся признания во всем мире. Леста занимается продвижением обеих игр в России и Беларуси, регулярно выпуская контентные обновления и устраивая коллаборации.
Источник: Lesta Games / Промо-арт «Мира танков»
Можно вспомнить сотрудничество с легендами отечественного хэви метала — группой «Ария». Геймеры получили тематический контент: танк, стилизованный под одну из композиций коллектива, членов экипажа с уникальной озвучкой и многое другое.
Также нередки коллаборации с отечественными сказками и кинолентами, чьи герои становятся участниками боевых событий в «Мире танков» и «Мире кораблей». Что же до причин успеха обоих проектов, то они более чем очевидны — высокий реализм, обилие контента и геймплей, который одинаково порадует как новичков, так и хардкорщиков.
Источник: Lesta Games / Промо-арт «Мира кораблей»
Дотошные знатоки наверняка вспомнят про Tetris и назовут ее первой отечественной игрой, добившейся успеха за пределами родины. Но не стоит забывать, что оригинальная версия, написанная Алексеем Пажитновым, не была коммерческим продуктом в традиционном понимании. А те многочисленные порты и реинкарнации, прославившие пазл за пределами СССР, выпускались зачастую без участия автора.
Глобальная польза от игр
Напоследок хочется более широко взглянуть на игры как явление и напомнить, чего еще хорошего они дали. Во-первых, еще один вид развлечений. Как ни крути, но в философском смысле для выживания человеку вовсе не обязательно играть в бильярд или боулинг, смотреть кино, слушать музыку и так далее.
Все это — не более чем способ скрасить досуг от повседневной рутины. И видеоигры — лишь еще один инструмент. А то, что кто-то не знает миры и с головой уходит в виртуальную реальность — уже проблема этих людей, а не самого явления.
Источник: How-To Geek / Фото играющих в NES детей
Во-вторых, видеоигры стали профессией для многих. Зачастую еще и высокоплачиваемой, если мы говорим про игровой PR или разработку проектов. Если взять для примера что-нибудь калибром поменьше — например, игровую журналистику — то и она дала свои плоды. Многие прокачали языковые навыки и со временем перешли от рассказов про игры к полноценной работе в престижных СМИ.
Источник: YouTube / Кадр из фильма «Форсаж 9»
И, конечно же, игры уже давно стали ориентиром для киноделов. Это особенно заметно по блокбастерам, вроде лент Marvel или «Форсажа». Да, эти ленты нередко получали пощечины от именитых режиссеров за отсутствие смысла и переливания из пустого в порожнее. Вот только народу нравится, поэтому очередная часть саги о Доминике Торетто запросто может собрать в прокате побольше иного оскароносного шедевра.
Заглавное фото: ThinkUKnow
2 комментария