Лутер-шутеры (looter shooters) — довольно необычный поджанр, объединяющий механики классических шутеров с элементами RPG и так называемого лут-хантинга (поиска качественной и полезной для игрока добычи). Основной игровой цикл строится вокруг постоянного уничтожения врагов для получения более мощного снаряжения, которое затем используется для противостояния еще более сильным противникам.

Эту механику однажды популяризировала Blizzard, выпустив культовую Diablo и положив начало целому жанру изометрических RPG, в которых поиску лута отводится одно из центральных мест. А в 2009 году аналогичный ход повторила Gearbox Software, но уже в формате шутеров от первого лица.

История возникновения жанра

Корни лутер-шутеров можно искать на пересечении жанров классических шутеров и action-RPG. Первые эксперименты с объединением этих концепций можно проследить в играх вроде System Shock и Deus Ex, но настоящий прорыв для индустрии произошёл в 2000-х годах. Borderlands (2009) стала первой игрой, которая полноценно реализовала концепцию лутер-шутера.

Студия Gearbox представила «87 базиллионов пушек» в одной игре, дополнив свой проект ярким арт-дизайном с применением технологии cel-shading. Это когда все объекты в игре проходят через особый рендеринг и начинают больше напоминать рисунки из мультфильмов. Затем пришла Destiny (2014), которая добавила элементы MMO и онлайн-сервиса, окончательно сформировав жанр в том виде, в котором мы привыкли его наблюдать.

Успех лутер-шутеров объясняется одним психологическим термином — дофаминовой петлей. Дело в том, что постоянное получение новых предметов активирует систему вознаграждения мозга. Каждый найденный предмет для игрока может оказаться тем самым новым улучшением, что создаёт непрерывное ожидание для психики. Концепцию решили взять на вооружение и другие разработчики, благодаря чему и образовалась эта статья.

Void Bastards

  • Разработчик: Blue Manchu
  • Год выпуска: 2019
  • Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch
  • Страница игры: Steam

Void Bastards представляет собой довольно аутентичный комикс-шутер. Проект погружает игроков в роль заключенных тюремного корабля Void Ark, застрявшего в космической области под названием Саргассовая туманность.

Действие разворачивается в мрачном научно-фантастическом мире, где игрок управляет бесконечной чередой «регидратированных» заключенных. Так что это еще и рогалик с процедурно генерируемыми уровнями. Что касается стилистики — вы сами все видите.

Система крафтинга в Void Bastards выполнена превосходно. На верстаке S.T.E.V. можно создавать новое оружие, улучшения и гаджеты путем сборки конкретных деталей. Детали можно производить из материалов, а внутри большинства кораблей встречаются и готовые компоненты.

Интересное про игру

Кому подойдет и нет

goodЛюбители рогаликов
Игра предлагает классический рогалик-опыт с процедурной генерацией и элементами выживания
goodИщущие глубокий сюжет
История минималистична и служит лишь обрамлением для геймплея
Особенности игры

graphicsАрт-стиль и визуальный дизайн
75
graphicsГеймплейный цикл
70
graphicsПовторяемость и монотонность
65
graphicsСистема прокачки и улучшений
60
graphicsБоевая система
55
graphicsСлучайная генерация уровней
50
graphicsЮмор и атмосфера
45
graphicsРогалик-элементы
40
Интересные факты

Игра сочетает элементы рогалика FTL и шутера от первого лица с уникальным комиксовым визуальным стилем
Каждая смерть игрока приводит к "регидрации" нового заключенного с уникальными положительными и отрицательными чертами
ЕЩЕ БОЛЬШЕ О VOID BASTARDS

OMFG: One Million Fatal Guns

  • Разработчик: Gun Hit Wonders
  • Год выпуска: 2021
  • Платформы: PC
  • Страница игры: Steam

Проект был создан как продолжение вышедшего в 2018 году One Million Guns — топ-даун шутера с похожими роботами-противниками. Студенческая команда из DigiPen Institute of Technology взяла базовую концепцию и перенесла ее в формат FPS с элементами roguelike.

Игра выделяется среди лутер-шутеров тем, что не полагается на привычные сложные системы прогрессии, а берет своим юмористическим подходом к разнообразию пушек. Как вам, к примеру, отдача от минигана, которая отбрасывает через всю комнату? Или коррозийный револьвер?

Здесь игрока ждет процедурно генерируемый мир, в котором предстоит сражаться с волнами врагов, пытаясь набрать максимально высокий счет. А комбинаций оружия в One Million Guns, по словам авторов, насчитывается более 30 миллионов.

Roboquest

  • Разработчик: RyseUp Studios
  • Год выпуска: 2023
  • Платформы: PC, PlayStation 5, Xbox One/Series
  • Страница игры: Steam

Еще один FPS с элементами roguelike, действие которого происходит в пустынном будущем, где люди почти полностью истреблены, а роботы бродят по Земле. Вы играете за Стража, чтобы помочь одному из последних выживших людей и по совместительству другу Максу раскрыть правду о том, что случилось с человечеством.

По динамике Roboquest напоминает франшизу DOOM и другие арена-шутеры, где акцент сделан на быстрых перемещениях, толпах врагов и крайне эффективном оружии для борьбы с ними. Но будьте готовы к тому, что временами игра может оказаться слишком наказывающей, если не снизить сложность.

Всего в игре 87 видов оружия, разделенных на подкатегории. Во время забегов персонажи находят модификации, меняющие стиль игры героя, а между заходами можно улучшать базовые характеристики героя. Примерно похожий принцип используется в RPG.

Интересное про игру

Кому подойдет и нет

goodЛюбители быстрых шутеров
Динамичный геймплей с плавным движением и отзывчивым управлением
goodИгроки, ищущие глубокий сюжет
Минимальный сюжет, акцент сделан на геймплее
Особенности игры

graphicsГеймплей и стрельба
78
graphicsДвижение и мобильность
68
graphicsОружие и разнообразие оружия
60
graphicsПерсонажи и классы
52
graphicsВизуальный стиль
42
graphicsМузыка и звук
36
graphicsРогалик-элементы
35
graphicsКооперативный режим
32
Интересные факты

Игра часто сравнивается с Gunfire Reborn, но многие игроки отмечают, что Roboquest больше ориентирован на скорость и стрельбу, чем на рогалик-элементы
В игре 6 играбельных классов роботов, каждый со своим уникальным стилем игры - от Guardian с щитом до Elementalist с управлением стихиями
ЕЩЕ БОЛЬШЕ О ROBOQUEST

Endless Firepower

  • Разработчик: Endless Interactive
  • Год выпуска: 2021 (ранний доступ)
  • Платформер: PC
  • Страница игры: Steam

Endless Firepower представляет собой амбициозную попытку создать лутер-шутер с упором на бесконечное разнообразие пушек и процедурную генерацию. Звучит многообещающе для любителей жанра, но пока речь идет о заготовке, которая находится в раннем доступе.

Локации здесь также процедурно генерируются, а в конце каждой вас ждет босс. При этом каждая планета масштабируется вместе с вашим прогрессом, так что всегда есть, куда расти. И да, здесь миллионы уникальных видов оружия, у каждого из которых есть альтернативный режим стрельбы.

Для геймеров, готовых принять участие в процессе разработки и заинтересованных в экспериментальном подходе к лутер-шутерам, игра может предложить интересный опыт. Для остальных лучше подождать официального релиза.

Destiny II

  • Разработчик: Bungie
  • Год выпуска: 2017
  • Платформы: PC, PlayStation 4/5, Xbox One/Series
  • Страница: Steam

Destiny 2 показывает игрокам научно-фантастический мир, где они выступают в роли Стражей — воскрешенных воинов, защищающих человечество от всяческих угроз вселенной. Игра сочетает элементы RPG и MMO, что выгодно отличает ее от остального списка.

В игре три класса — титан, охотник и варлок. Большинство видов оружия генерируется со случайными перками, что создает достаточно разнообразия комбинаций, чтобы можно было «подсесть» на систему лута. Пушки делятся на категории редкости — все, как мы любим.

Destiny 2 остается одним из самых амбициозных и успешных лутер-шутеров на рынке. Не в последнюю очередь благодаря правильному сочетанию PvP- и PvE-активностей. Но спустя восемь лет после релиза проект грешит рескинами наборов тайлов, которые повторно используются для сезонов или другого контента.

Remnant 2

  • Разработчик: Gunfire Games
  • Год выпуска: 2023
  • Платформы: PC, PlayStation 5, Xbox Series
  • Страница: Steam

Remnant 2 продолжает историю первой части, погружая игроков в постапокалиптический мир, где персонажи путешествуют между измерениями. Вместо привычных классов здесь архетипы или специализации. Они определяют стартовые предметы при создании персонажа, а также его статы и перки.

В игре представлено 11 играбельных классов. Крутой особенностью считается возможность комбинировать два архетипа, создавая гибридные билды с доступом к способностям обоих классов. Remnant 2 особенно раскрывает себя в кооперативном режиме на трех игроков, поскольку архетипы дополняют друг друга, создавая синергетические эффекты.

Здесь много необычного оружия, и каждое может комплектоваться модификацией, которая добавляет специальные способности. Например, лечащие сферы или дополнительный урон в виде взрывов, что существенно расширяет тактические возможности.

The Forever Winter

  • Разработчик: Fun Dog Studios
  • Год выпуска: 2024 (ранний доступ)
  • Платформы: PC
  • Страница игры: Steam

The Forever Winter погружает игроков в мрачное, опустошенное войной будущее, где экологическая катастрофа и технологический прогресс привели человечество на грань выживания. Отличием The Forever Winter от других игр в подборке стало добавление элементов экстракшн-шутеров.

Игроки будут собирать лут, выполнять миссии, а в конце им придется безопасно эвакуироваться с локации. Система выстроена так, что враги всегда сильнее вас, из-за чего The Forever Winter буквально вынуждает играть аккуратно.

Местами игра напоминает по стилистике сеттинг Warhammer 40 000. Что интересно, это дебютный проект Fun Dog Studios. Студия разработана ветеранами индустрии, приложившими руку к таким тайтлам, как Mass Effect и Horizon: Zero Dawn.

Ash And Adam’s Gobsmacked

  • Разработчик: Ash & Adam's Games
  • Год выпуска: 2024
  • Платформы: PC
  • Страница игры: Steam

Ash And Adam's Gobsmacked представляет собой типичный пример современного инди-подхода к лутер-шутерам. Игрок берет на себя роль гоблина-гладиатора и пробивается через арены с противниками. При этом присутствуют элементы рукопашных боев.

Заработанные деньги можно тратить на снаряжение, которое вы экипируете в начале забега, или на улучшения арены, чтобы сделать текущий забег чуть проще. Будете ли вы улучшать свой огнемет, чтобы он отскакивал от стен, или прокачаете рукопашные атаки, чтобы они взрывались при ударе?

Для любителей быстрых аркадных шутеров с элементами прогрессии Gobsmacked может предложить приятное развлечение. Это добротная инди-игра, которая знает свои границы и не пытается казаться чем-то большим, чем она есть.

Battle Shapers

  • Разработчик: Metric Empire
  • Год выпуска: 2024
  • Платформы: PC
  • Страница игры: Steam

Еще один научно-фантастический шутер с элементами roguelike, в котором вы пробираетесь через орды коррумпированных роботов. Оружие варьируется от дробовиков и пистолетов до штурмовых винтовок и лаунчеров, а экипируемые способности включают удары о землю, гранаты и турели.

Каждый побежденный враг делает персонажа сильнее, по ходу прогрессии появляется новое оружие, а также улучшается сам герой. Сильные стороны игры — хороший импакт от стрельбы и визуальная составляющая, тогда как слабые места связаны с недостатком разнообразия контента и спорным интерфейсом.

Особенно привлекательна игра тем, что позволяет красть способности боссов и создавать уникальные билды через систему Shaper Cores. Хороший представитель жанра, но нуждается в некоторых патчах.

Outriders

  • Разработчик: People Can Fly
  • Год выпуска: 2021
  • Платформы: PC, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One, Xbox Series
  • Страница игры: Steam

Жестокий (и мрачный) шутер от третьего лица. Действие игры разворачивается на враждебной планете Энок, куда человечество бежало с умирающей Земли. В отличие от других представителей жанра, Outriders поощряет агрессивный стиль игры.

Основной механизм исцеления у большинства классов завязан на агрессивных действиях. Например, поджигатель восстанавливает здоровье, убивая подожженных врагов, а разрушитель — находясь вблизи противников.

Система лута здесь щедрая и прозрачная. Игроки постоянно находят новое оружие и броню со случайными характеристиками и модификаторами. Легендарные (оранжевые) предметы дают мощные перки, которые можно комбинировать для создания очень сильных билдов. Слабым местом считается сюжет, но кого он интересует в этом жанре?

Идеальный лутер-шутер, конечно же, вызывает удовлетворение поиском очередного легендарного ствола. Но он также дарит ни с чем не сравнимый сиюминутный катарсис, когда собранный билд или улучшенный перк на оружии идеально срабатывает после очередной волны врагов. В такие проекты можно играть бесконечно, так что ни в коем случае не забывайте есть и спать, пожалуйста.

Заглавное фото: скриншот CQ.ru