Любители настольных ролевых игр по достоинству оценивают серию игр «Врата Балдура», выпущенную для персональных компьютеров. Для многих игроков Baldur’s Gate является одним из лучших представителей жанра RPG.

Каждый шаг, каждое решение влияет на развитие истории и отношения с окружающими персонажами. Игра затрагивает множество тем, включая дружбу, предательство и поиски своего места в мире. В этом обзоре мы рассмотрим все ключевые моменты Балдурс Гейт 1, которые сделали ее классикой жанра.

Об игре

Baldur's Gate — это партийная ролевая игра, разработанная студией BioWare и выпущенная Interplay Entertainment в 1998 году. Она получила высокие оценки от игроков и критиков.

Многие издания признали ее «игрой года» или «RPG года». Считается, что она поспособствовала возвращению популярности компьютерных ролевых игр и установила новые стандарты качества для будущих проектов.

Игровой процесс

Игра была разработана на основе лицензированных правил настольной ролевой игры Advanced Dungeons & Dragons (AD&D) второй редакции. Описание основных особенностей этой системы, а также ключевые сведения о Побережье Мечей содержались в поставляемом с игрой подробном руководстве пользователя.

Игра моделирует все основные механики Dungeons & Dragons, в том числе броски игральных костей. Сам процесс происходит в фоновом режиме, что избавляет игрока от необходимости вникать в тонкости правил.

В отличие от многих других игр, использующих систему AD&D, в Baldur’s Gate большое значение имеет совместимость мировоззрений членов команды. Злые и добрые персонажи, находясь в одной группе, будут конфликтовать между собой, что может привести к уходу компаньонов или даже битвам между ними.

Управление персонажами осуществляется с использованием интерфейса point-and-click, схожего с используемым в стратегиях в реальном времени. Имеется возможность отдать команду сразу нескольким персонажам, выделив их рамкой, а также задать используемое построение. Основные команды доступны в виде кнопок на главном экране.

Создание и развитие персонажа

Игра начинается с того, что игрок создает своего главного персонажа. Вы можете выбрать пол, внешний вид, расу (человек, дворф, эльф, гном, полурослик или полуэльф), класс (доступно 28 классов, включая специализированные, двойные и мультиклассы), а также характеристики. Они формируются с помощью случайных чисел, но не могут быть ниже минимальных для выбранной расы и класса.

Игрок также настраивает навыки владения оружием, мировоззрение, цвет кожи, одежды и волос, голос и имя персонажа. Можно сделать уникального героя, который будет подходить под стиль игры или иметь особые черты.

В многопользовательском режиме игрок может создать несколько персонажей, управляемых одним игроком, что позволяет собрать свою собственную команду без необходимости добавления компаньонов. Плюс к этому, игроки могут импортировать персонажей из предыдущих игр, чтобы начать с уже опытным и экипированным героем.

Главный персонаж по умолчанию является лидером команды, и его характеристики влияют на реакцию NPC и цены в магазинах. Однако вы можете назначить другого персонажа на роль лидера, тогда именно он будет вести диалоги и выполнять действия, и будут учитываться его характеристики.

Репутация главного персонажа влияет на отношения с его товарищами. Злые персонажи не одобряют героические поступки и могут покинуть команду, если репутация станет слишком высокой. Добрые персонажи выступают против участия в плохих делах, и могут уйти при слишком низкой репутации.

Нейтральные персонажи остаются в команде, независимо от ее репутации. Рейнджеры и паладины могут стать падшими и потерять свои способности, если поступят плохо.

Получение очков опыта является важной частью игрового процесса. Игроки получают опыт за выполнение различных действий, и он делится поровну между всеми членами команды. Опыт можно заработать, выполняя задания и уничтожая врагов. Также в качестве награды могут быть получены деньги, магические предметы и улучшение репутации.

Персонажи также могут использовать магические зелья, жезлы, свитки и другие активные предметы. В ранее исследованных местах новые враги могут появляться снова, что дает возможность дополнительно зарабатывать опыт и находить предметы.

Все персонажи, как созданные игроком, так и присоединившиеся в процессе игры, имеют экран характеристик с подробным описанием их параметров, способностей и краткой биографии. У каждого из них есть экипировка, которую можно купить в магазинах, найти на локациях или забрать у поверженных врагов.

Количество мест для предметов в рюкзаке ограничено, а также имеется лимит по весу. Для каждого персонажа доступно определенное количество оружия и предметов с «быстрым» доступом, которые можно использовать без перехода на специальный экран.

Исследование игрового мира

Исследованные области отображаются на карте текущей области, а также на карте мира. Важные события, диалоги и полученные задания заносятся в журнал. Любую локацию можно покинуть, подойдя к ее краю.

Выбрав пункт назначения на открывшейся глобальной карте, можно вернуться в любое из ранее посещенных мест либо перейти в смежную неисследованную область. В пути на героев могут напасть бандиты или монстры, что влечет переход в режим боя. Кроме того, путь могут преграждать закрытые двери и ловушки, которые можно открыть или разрядить, например, используя навыки вора.

В городах и других локациях игры присутствует множество NPC. С большинством из них можно поговорить, что может привести к получению задания или необходимой для развития главной сюжетной линии информации.

В магазинах, тавернах, храмах и мастерских можно опознавать магические предметы, продавать и покупать снаряжение. Используя воровские навыки, можно также взламывать сундуки и похищать предметы у неигровых персонажей и из магазинов.

Передвижение персонажей, бои и совершение действий в Baldur’s Gate происходят в реальном времени. Игровой раунд имеет продолжительность 6 секунд. Десять раундов образуют ход.

Час игрового времени соответствует примерно 5 минутам реального. Сутки в игровом мире, как и в нашем, имеют продолжительность 24 часа. Смена дня и ночи оказывает ограниченное влияние на игровой процесс: ночью закрыты магазины, а также увеличен шанс встречи с командой бродячих монстров.

Боевая и магическая системы

В игре используется механизм управляемой паузы, что позволяет игроку по порядку отдавать команды своим персонажам, а затем, сняв паузу, наблюдать за их выполнением. Пауза может включаться автоматически в определенных ситуациях. Игрок также может не использовать ее и позволить компьютеру управлять персонажами во время боя.

Для определения успешных атак используется система, основанная на параметре класса брони (AC). Он зависит от характеристик персонажа, его брони и других предметов, а также от наличия магической защиты.

У каждого персонажа есть параметр THAC0, который зависит от используемого оружия и боевых навыков. THAC0 показывает минимальный результат броска 20-гранной кости, необходимый для попадания в противника с классом брони 0.

Если класс брони отличается от 0, его значение вычитается из THAC0, чтобы узнать нужный результат броска. Чем меньше THAC0 атакующего или чем выше AC противника, тем больше вероятность успешного удара.

Тактика игры основывается на командной работе, где персонажи разных классов выполняют разные роли. Хорошо вооруженные воины действуют в качестве танков. Они принимают на себя удары в ближнем бою и защищают более слабых членов команды, которые используют магию или дальнобойное оружие.

Жрецы и друиды выступают в роли поддержки и применяют заклинания лечения. Вор выполняет вспомогательную функцию и может скрытно перемещаться, выявляя местоположение врагов и нанося им больше урона. Персонажи с двойным классом и мультиклассом более универсальны, но развивают свои способности медленнее.

Что касается заклинаний, то они работают по определенной системе. Персонаж должен сначала «запомнить» заклинание, а потом отдохнуть, прежде чем его использовать. Маги получают новые заклинания, переписывая их с свитков в свою книгу. Жрецы и друиды получают их от богов, и при получении возможности использовать заклинания определенного уровня все они становятся доступны.

В начале игры воины куда полезнее, так как с легкостью могут победить врага грубой силой. Однако по мере повышения уровней и появления более мощных врагов они становятся уязвимыми к заклинаниям. Маги при этом становятся сильнее, получая мощные заклинания, которые помогают им одолеть противников.

Игровой мир

Действие игры происходит в наиболее проработанной в рамках второй редакции AD&D игровой вселенной «Забытые Королевства», в регионе Побережья Мечей, от города Врата Балдура на севере до Нашкеля на юге. В ходе игры главный герой и его команда посещают следующие основные поселения: Врата Балдура, Берегост, Гостиница Дружеская Рука, Кэндлкип и Нашкель.

Сюжет

Сюжет игры тесно связан с книжной серией «Аватары», выпущенной в 1989 году авторами Скоттом Чинчином и Троем Деннингом. Трое темных богов Фейруна — Бейн, Баал и Миркул — украли у верховного бога Ао Скрижали Судьбы. За это преступление их отправили на землю в смертных телах, что послужило причиной глобальной катастрофы во вселенной Forgotten Realms и их уничтожению.

Баал, предчувствуя свою гибель, создал потомков от смертных женщин. Его дети не знали о своем божественном происхождении и о том, что один из них может стать новым богом, если уничтожит своих братьев и сестер. Один из отпрысков, Саревок, узнает о своих корнях и решает устранить остальных наследников Баала, чтобы стать единственным и занять место своего отца.

Главный герой игры оказывается в числе тех, кто ему мешает. Протагонист — сирота, живущий в монашеской общине Кэндлкип со своим приемным отцом Горионом. В начале игры он выполняет простые задания, собираясь в путешествие, цель которого ему не сообщают.

Вскоре происходит нападение, и Горион, чтобы спасти героя, жертвует своей жизнью. Теперь протагонист остается один в опасном мире. Ему нужно найти новых друзей, победить наемников, охотящихся на него, и узнать правду о своем происхождении.

Собрав команду, он начинает расследовать беспорядки в регионе и угрозу войны между городом-государством Врата Балдура и южным Амном. В процессе он раскрывает заговор, за которым стоят Саревок и организация «Железный Трон».

Саревок использует доппельгангеров, чтобы устранить героя и вывести его из игры, возложив на него вину за убийство лидеров «Железного Трона». Благодаря своим друзьям герой освобождается и возвращается во Врата Балдура, чтобы остановить планы Саревока.

На протяжении игры герой через серию видений раскрывает свое божественное происхождение и постепенно получает сверхъестественные способности. Игра завершается сражением с Саревоком, победа в котором разрушает его планы по обретению божественной силы и развязыванию войн.

Хотя игра разделена на семь глав, каждая из которых обозначает определенную часть сюжета, игрок всегда может сам выбрать путь прохождения. Полное прохождение с учетом большинства побочных заданий займет у вас примерно 120—150 часов.

Персонажи

Ключевым дизайнерским решением является возможность создать только одного персонажа игрока, играющего основную роль в сюжете. Однако по ходу игры можно встретить и присоединить еще до 5 персонажей, имеющих различные умения и обладающих уникальными личностными особенностями, влияющими на развитие сюжета.

Всего в игре имеется более двух десятков персонажей, из которых игрок может сформировать свою команду искателей приключений. Состав команды может меняться по ходу игры, при этом присоединившийся персонаж получает уровень, соответствующий среднему уровню команды.

Оптимальный состав команды выглядит так: воин, жрец, вор и пара магов-специалистов. Лучшая игровая компания выглядит следующим образом, за исключением главного героя.

Имоен

Молодая наивная девушка, еще один приемный ребенок Гориона, которая также воспитывалась в Кэндлкипе и была лучшим другом главного героя. Она присоединяется к герою сразу после гибели Гориона и помогает ему по мере сил своими воровскими навыками.

Кхалид и Джахейра

Супружеская пара полуэльфов, состоящих в обществе Арфистов и являющихся друзьями Гориона. Они ожидают главного героя в Гостинице «Дружеская Рука», куда их вызвал Горион для защиты его воспитанника от убийц Саревока. Кхалид является воином, Джахейра совмещает классы воина и друида.

Минск 

Следопыт-берсерк из далекого Рашемена, прибывший на Побережье Мечей для прохождения инициации. Помимо «карликового гигантского космического хомяка» Бу, его спутницей также является Динахейр — наделенная способностями к боевой магии чародейка из Рашемена, которую Минск поклялся защищать в ходе прохождения инициации.

Эдвин

Циничный маг-мизантроп, надменный и склонный к интригам. Он является членом могущественной организации Алых Волшебников Тэя. Его задача — помешать ведьме Динахейр в выполнении ее задания и не допустить осуществления планов Рашемена.

Викония

Представительница расы темных эльфов (дроу), жрица богини ночи Шар. Главный герой может спасти ее от наемников «Пламенного Кулака».

Такой состав команды обеспечивает возможность использования магии в боях. Появляется шанс уничтожения врагов, чему способствуют и воины, наносящие урон и не дающие противникам устраивать встречные магические атаки. Вор обеспечивает внезапность и тем самым повышает шансы на успешный исход битвы. Жрецы и друиды помогают оперативно залечивать ранения и восстанавливать силы.

Baldur's Gate 1 не только оказала влияние на развитие компьютерных RPG, но и по сей день остается эталоном качества и глубины в данном жанре. Если вы еще не знакомы с этой классикой, рекомендуем познакомится с ней и отправиться в захватывающее приключение.

Заглавное фото: gamerant.com