В конце августа 2020 года, сразу после окончания ESL One Cologne, где команда Heroic забрала первое место, дисциплину потряс новый скандал. В комьюнити появились новости о том, что одна из ошибок в игре позволяла тренерам команд использовать камеру ждя получения дополнительной информации. И это при том, что они, этой информацией, не имели права владеть.


Что такое тренерский баг?

Понимание самого эксплойта - первый шаг к осознанию истинных размеров скандала. По сути, эта фишка позволяла тренеру получить верхний вид любой части карты в начале игры, имея также возможность вращать экран. Таким образом, вы видите любую часть карты и тренер, может подсказать своей команде, куда понесли бомбу или куда пошла основная часть атакующих. Воспользоваться этим багом было достаточно просто. Тренер должен зайти на тренерских слот до того, как к нему присоединятся другие челны команды. До того момента, пока игроки не заходили, у тренера был карт-бланш на любую часть карты. Способ исправления бага также прост - реконект или прыгнуть в камеру одного из своих игроков.

Кто пострадал от этого?

Внештатный рефери Михаил Словински и менеджер по разработке программного обеспечения ESEA Стив Дуденхеффер провели три недели, работая 24 часа в сутки, используя 12-часовые смены для сортировки более 1500 демо-версий турниров 2020 года и ранее. Демо-версии, которые они просмотрели, были взяты из ряда турниров от разных организаторов, включая крупные турниры, такие как ESL, ESEA, DreamHack, Flashpoint, FACEIT и события на региональных крупных рейтингах (RMR). ESL использовала результаты двух расследований и объявила наказания для тех, кто был пойман с использованием эксплойта в своих турнирах с 31 августа 2020 года, на следующий день после завершения ESL One Cologne. В их объявлении были названы и забанены три тренера. Это были тренер Mibr Рикардо "dead" Синигалья, который был забанен на шесть месяцев, тренер Heroic Николай "HUNDEN" Петерсен, забаненый на 12 месяцев, и тренер Hard Legion Александр "MechanoGun" Богатырев, на срок 24 месяца.

После того как ESL объявила о своих запретах, отраслевой орган по целостности ESIC объявил, что они тоже собираются провести расследование, а также распространить запреты с ESL на турниры ESIC. В то время как большинство исследований ESIC будет рассматривать практически каждую демку за последние четыре года, второстепенная, но ключевая часть послала больше шоковых волн вокруг сцены.

ESIC дал тренерам десять дней, чтобы признаться организации, если они использовали баг в прошлом, чтобы “работать над реформой и реабилитацией сторон-нарушителей.” Это привело к тому, что целый ряд тренеров на всех уровнях игры публично признал, что они использовали это в какой-то момент времени. Среди самых известных исповедников-Фарук Пита из NiP, Аллан Рейджин Петерсен из mousesports и Слаава Расанен из ENCE, все они были отстранены своими командами. В статье от HLTV.org о ситуации есть полный список тренеров, замешанных в этом скандале до сих пор.

Однако полная картина еще не ясна. Дуденхеффер объявил в Twitter, что они обнаружили злоупотребление эксплойтом, датируемым серединой 2015 года. Расследование ESIC по этому вопросу еще не завершено и не опубликовано, хотя время, отведенное для признаний уже давно прошло. По правде говоря, могут пройти месяцы, прежде чем последствия нескольких плохих актеров перестанут ощущаться и весь ущерб будет раскрыт.

Что будет дальше? 

Существует несколько возможных сценариев того, что может произойти дальше, но главный вопрос, как всегда, заключается в том, что будет делать Valve? Разработчик исторически был либо очень жесток в наказаниях, либо невероятно слаб и неактивен. Это было замечено как в вопросах договорных матчей, так и в тех, кто использует мошенническое программное обеспечение в игре. Однако в этом случае, чуть более чем через неделю после того, как ESL объявила о своих первых наказаниях, Valve объявила, что они намерены действовать. Что касается индивидуальных наказаний, они заявили, что “[они] будут ждать, пока не получат полную картину масштабов злоупотребления ошибками и наказаний, вынесенных третьими лицами.”

Однако Valve также объявила, что команды, которые использовали ошибку во время событий RMR, будут дисквалифицированы и их очки будут сброшены. До сих пор это наказание ограничивалось MIBR, который потерял все 2091,5 своих очков, и Hard Legion, который сбросил 2765 очков. В том же заявлении Valve также объявила, что они должны рассмотреть потенциальные ограничения на то, как тренеры работают во время матчей. Так как же все это может выглядеть в недалеком будущем? Есть (по крайней мере) три потенциальных направления.

Наиболее радикальным из них было бы полное исключение Valve роли тренера в активной конкуренции. Это было бы жесткой реакцией со стороны организации, которая должна взять на себя часть вины за то, что такая ошибка не была исправлена по крайней мере в течение пяти лет. Однако это также не совсем маловероятно, поскольку Valve известна тем, что не является тотальным поклонником внутриигровых тренеров, ограничив свое влияние в игре временем паузы еще в 2016 году.

Второй более вероятный вариант заключается в том, что Valve получит больше практического опыта работы с тренерами по мониторингу. На данный момент, в этом современном мире онлайн-конкуренции, коммуникация не всегда контролируется. Это означает, что команды могут получать информацию от своих тренеров за пределами установленного времени паузы для крупных соревнований, частью которых являются турниры RMR.

Эта ситуация фактически неконтролируемого свободного разговора сделала бы использование ошибки более мощным, поскольку тренеры могли просто сказать своей команде, куда идти, и никто не знал бы об этом без длительного расследования. При усилении мониторинга связи вероятность того, что подобная ошибка будет использована таким же образом, значительно снижается.

Третий, и маловероятный, вариант заключается в том, что Valve просто ничего не делает. Зная, что эксплойт был исправлен, разработчик может просто сидеть сложа руки, смотреть, как “гнилые яблоки” удаляются со сцены, брать на себя свою долю ответственности и принимать такой сценарий, который не должен повториться. Что бы ни случилось в конечном итоге, соревновательная стадия CS:GO была изменена навсегда ровно с этого момента.