На прошлой неделе Федерация компьютерного спорта России опубликовала ФССП — специальный документ, который рассказывает, как должны тренировать молодых киберспортсменов в нашей стране. Некоторые детали этого федерального стандарта вызвали удивление и непонимание в сообществе, а также стали поводом для критики Федерации и министерства спорта.

Мы изучили документ и реакцию специалистов и вместе с экспертом Павлом Голубевым разобрали спорные моменты в тексте ФССП, попытавшись самостоятельно выполнить нормативы.

Что такое ФССП и зачем он нужен?

Федеральный стандарт спортивной подготовки (ФССП) — документ, который рассказывает, как законно открыть спортивную секцию в России и что для этого нужно. Теперь любое бюджетное учреждение (школа, спортклуб) может создать подразделение, в котором будет учить детей играть в Dota 2, Hearthstone или другие игры. Разумеется, соблюдая определенные требования. 

Прогеймеров перепутали с атлетами в России стандарт по подготовке игроков вызвал смех

Само собой, требований к секциям очень много. Обучать должны грамотные специалисты по очерченным стандартам в специально оборудованных помещениях. Государство, например, дает четкие указания к модели ПК для тренировок и количеству часов занятий в неделю, а также к десяткам других параметров. Сама мысль правильная — школьники, которые интересуются киберспортом, будут получать достойные условия для занятия любимым делом.

Но реализация, кажется, подкачала. Документ содержит достаточно спорных моментов, которые могут затруднить популяризацию киберспорта на государственном уровне. Хотя ФССП готовили давно, он не учитывает нюансы, которые резко отличают киберспорт от того же футбола или тенниса. Вот что пишет в своем Telegram-канале экс-редактор КХЛ-ТВ Роман Чернявский:

Выкатили ФССП — пять лет работы и 25 страниц текста, по пять в год. Хороший КПД. <...>

По факту появление документа должно спровоцировать массовое открытие секций и формирование системы юношеских соревнований — той самой системы тир-3 турниров, об отсутствии которой говорят все наши прославленные киберспортсмены, легендарные кастеры и прочие достойные люди. Очевидно, что коммерческие лиги как система в РФ появятся нескоро, и здесь могут как раз неплохо бустануть чиновники.

Это в идеальном мире. В неидеальном мы получили ФССП, который заслужили. Калыч, прости, мы все про****и.

Прогеймеров перепутали с атлетами в России стандарт по подготовке игроков вызвал смех

Быстрее, выше, сильнее

Первое, на что обратили внимание специалисты, — обязательная физическая подготовка. Молодые киберспортсмены получат спортивную форму и тренажерный зал, а занятия не ограничатся добиванием крипов и тренировками аима. 

Предусмотрены даже нормативы: чтобы стать профессионалом с помощью секции, нужно сдавать бег на короткие дистанции, прыжки в длину и приседания. Для среднего киберспортсмена, который проводит по 10–12 матчей в Dota 2 каждый день, это должно быть непросто.

Да, в ФССП по шахматам или бильярду есть аналогичные требования к спортсменам. Однако киберспорт требует особого подхода. По слухам, у Федерации киберспорта была возможность проработать это, но глобальных изменений не произошло. Особое внимание привлек норматив, по которому 16-летние кибератлеты должны пробежать дистанцию в 3 километра за 15 минут. 

Мы с коллегой Дмитрием Некрасовым попытались выполнить условие для перехода в группу «по совершенствованию мастерства» — на фоне сидячего образа это оказалось невозможно. Я закончил упражнение за 22 минуты с лишним, другой автор CQ пробежал 1,5 километра за 10 минут, а дистанцию в 3 километра закончить не смог. Конечно, можно посетовать на условия, отсутствие подготовки и так далее. Но те, кто регулярно занимаются спортом, высказывают сомнения в том, что современный киберспортсмен способен выполнить такой норматив. 

Кстати, почти все остальные препятствия («пресс», прыжки и приседания) мы преодолели без проблем. Допускаем, что игрокам, которые регулярно занимаются в зале, выполнить их будет еще легче, но нужно ли это? Не в порядке развития организма, а для реального улучшения результатов.

Эксперт Павел Голубев, автор Telegram-канала «Отчет Ньюзу», высоко ценит важность нормативов, но даже так вопросов к документу остается не меньше: 

Возможно, у кого-то другое мнение на этот счет, но я считаю, что физическая культура важна для любого человека. Для спортсмена — особенно, несмотря на вид спорта, которым он занимается. Нормативы тоже нужны: без них элементарно не получится отслеживать прогресс и организовать переход по этапам подготовки. 

Совсем другое дело, когда эти нормативы берутся с потолка или (что более вероятно) просто скопированы из другого документа. У общественности была бы другая реакция, если бы ФССП подкрепили исследования, которые бы показывали: да, киберспортсмен, бегущий 3 км за 15 минут, играет лучше. Но ни одной адаптированной под киберспорт научной работы не лежит. Либо от нас их тщательно скрывают.  

Почему они стали частью программы? По той же причине, почему они есть во многих ФССП по интеллектуальным видам спорта — «так надо». И я бы понял эту логику, если бы говорили про городошный спорт, дартс, шашки, бильярдный спорт и другие не самые популярные в мире виды. А мы, по всем заявлениям, метим аж на замену футбола, но при этом в разработке важных для отрасли документов ориентируемся на практики, которые появились задолго до изобретения интернета.

Прогеймеров перепутали с атлетами в России стандарт по подготовке игроков вызвал смех

Ульт, стан — и в дамки

Чуть выше уже проскакивала мысль, что авторы ФССП по киберспорту не потрудились изучить нюансы киберспорта, которых по сравнению с другими видами, даже интеллектуальными, достаточно много. Ряд экспертов обратили внимание, что документ частично скопирован с аналогичного для секций по шашкам. 

При желании в текстах (шашки и кибер) действительно можно найти очень много одинаковых тезисов, и лишь некоторые можно оправдать стандартами к составлению подобных документов. Как там говорится к известном меме — списывай, только не точь-в-точь.

Этому довольно легко найти объяснение. Роман Чернявский, например, указывает, что работать над ФССП могла в том числе Оксана Гураль — директор департамента научной работы в федерации киберспорта. К сожалению, в области соревновательного гейминга у нее пока нет никаких работ. Зато она является сертифицированным судьей по тем же шашкам. 

К сожалению, пресс-служба ФКС России и Оксана Гураль проигнорировали запросы CQ.ru по поводу деталей составления ФССП по киберспортивной дисциплине. 

Прогеймеров перепутали с атлетами в России стандарт по подготовке игроков вызвал смех

Дорогое удовольствие

Не меньше вопросов вызывают и требования к самим секциям. В помещении для обучения должны быть мощные компьютеры, две консоли — при этом мобильные устройства для популярного сейчас сегмента (российские игроки успешно выступают в Brawl Stars и PUBG Mobile) отсутствуют.

Есть сложности в формировании материально-технической базы: зачем-то нужны 2 харда, 16 Гб оперативки, мышки с 16000 DPI и так далее. Очевидно, что это завышенные требования, удорожающие реализации программ, но ими теперь придется оперировать.
Павел Голубев, киберспортивный эксперт

Также предполагалось, что для тренировок могут быть арендованы обычные компьютерные клубы, но минспорта требует, чтобы геймеры также получили тренажерный зал, душевые и раздевалки. Теперь придется создавать площадки для подготовки юных талантов с нуля, и стоить это будет очень недешево. Другой вариант — специальное помещение с компьютерами в уже существующих спортивных школах, но и это потребует крепких финансовых вложений.

Прогеймеров перепутали с атлетами в России стандарт по подготовке игроков вызвал смех

Помимо этого, документ очень требователен к квалификации тренера (по мнению специалистов, условия ФКС России могут выполнить 10–15 человек по всей стране). Секции также должны будут обеспечить игроков спортивными костюмами для тренировок — в общем, открыть подобный проект будет очень дорого. Вероятно, деньги на это будут выделены из бюджета, и в таком случае намеренное завышение прайса понять, наверное, можно. 

И так сойдет

На самом деле при изучении ФССП по киберспорту возникает и много других вопросов. Почему требования для игроков в условных Dota 2, Hearthstone и Tekken ничем не отличаются? Как должны тренироваться будущие чемпионы по автосимуляторам и мобильным играм? Зачем установлена планка в 12 лет для первой группы занимающихся? 

Документ совершенно не учитывает специфику киберспорта и явно не способствует тому, чтобы завтра по всей России открывались сотни секций для будущих победителей The International и Worlds. Это дорого и неэффективно — по крайней мере, если делать все по правилам.

Прогеймеров перепутали с атлетами в России стандарт по подготовке игроков вызвал смех

Однако эксперты считают, что в реальности многие рекомендации не потребуют обязательного исполнения, а эффект от документа стоит все же оценивать на дистанции. 

Во-первых, ФССП в текущем виде разработан не для того, чтобы развивать вид спорта, а чтобы его просто приняли. С этой задачей он справился. Во-вторых, «строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения», поэтому на часть вещей из документа будут просто закрывать глаза, как это уже делается в других видах. В-третьих, те, кто хотел реализовывать программы спортивной подготовки при административной поддержке, и так это уже делают без этого ФССП. А коммерческого киберспорта он вообще никак не коснется. В целом эффект от стандарта нужно будет оценивать по динамике количества занимающихся, количества секций, медалей на официальных международных соревнованиях и другим, стандартным для чиновников, метрикам. Как говорится, будем посмотреть.
Павел Голубев

Возможно, нам не стоит обращать на провальный документ так много внимания — и на деле ситуация будет куда радужнее? Ответы на этот и другие вопросы мы получим гораздо позже. 


Фото в материале: cybersport.pl, iBlogger, Rusbase, Regnum, MDS, HLTV