Для многих фанатов хорроров серия Silent Hill долгое время оставалась болезненной темой. После выхода Silent Hill 4: The Room в 2004 году франшиза постепенно теряла, как модно сейчас говорить, свою идентичность.

С момента, как над серией начали работать западные студии, франшиза как будто медленно умирала. Ее несколько раз пытались реанимировать вместе с выходом Silent Hill: Homecoming, Downpour и Book of Memories.

Казалось, Konami полностью потеряла интерес к своей некогда культовой серии, а титул лучших хорроров с концами ушел Resident Evil. 2024 год поменял расстановку сил, ведь Silent Hill 2 Remake вернула уважение к франшизе. Но на этом успехи не закончились.

Как гром среди фанатов Silent Hill

Концепция Silent Hill f родилась в голове продюсера Мотои Окамото из Konami. После того, как он присоединился к компании в 2019 году, девелоперу была поручена непростая задача. Возродить легендарную, но давно забытую франшизу. Но как это сделать?

Окамото заметил критическую проблему, с которой столкнулась серия. Оригинальные японские «корни» постепенно выветрились из нее за годы разработки западными студиями. Окамото же хотел создать игру, которая бы полностью передала суть японского психологического хоррора.

Вместе с верой о том, что японская или азиатская команда лучше всего воплотит это видение, он в конечном итоге выбрал тайваньскую студию NeoBards Entertainment, основанную в 2017 году людьми с более чем 20-летним опытом за плечами.

В своем послужном списке она отметилась в таких проектах, как Resident Evil 2, Dead Rising Deluxe Remaster, Final Fantasy VII Rebirth и Marvel's Avengers. Но Silent Hill f стала их первым полноценным оригинальным проектом.

Геймдиректор Эл Янг описал ключевую концепцию игры как «найди красоту в ужасе» (Find the Beauty in Terror). Команда стремилась сохранить фирменные элементы психологического хоррора, присущего серии, одновременно сплести ее с новой боевой системой, обернутой в японскую культурную эстетику.

Для сценария был приглашен Ryukishi07 — знаменитый автор визуальных новелл, известный по серии «Когда плачут цикады». Его опыт в создании атмосферы психологического ужаса идеально подходил для Silent Hill. Ryukishi07 специально выбрал эпоху Сёва (1960-е годы), чтобы подчеркнуть контраст с современным миром и познакомить игроков с эпохой, во многом сформированной суевериями и старыми традициями.

Игра была официально анонсирована в октябре 2022 года во время презентации Konami Silent Hill Transmission. Это был смелый шаг, поскольку Konami одновременно запустила разработку нескольких игр Silent Hill от разных студий,

Более двух лет после анонса игра оставалась окутанной тайной. Только в марте 2025 года был показан полноценный трейлер геймплея, а 25 сентября 2025 года Silent Hill f наконец-то вышла на ПК, PlayStation 5 и Xbox Series.

Знакомая атмосфера

Авторы Silent Hill f совершили смелый шаг, решив перенести действие в Японию 1960-х годов, в вымышленный город Эбисугаока. Изначально воспринимаемое игроками с осторожностью решение оказалось абсолютно оправданным.

С первых минут Silent Hill f подкупает своей болезненной красотой. Напоминающий скорее деревню, нежели город, Эбисугаока очень грамотно передает атмосферу Японии середины XX века. И в первую очередь это заслуга левел-дизайнеров.

Очень быстро жители небольшого населенного пункта становятся участниками страшного горя, в одночасье превратившего некогда уютный городок в одно из самых кошмарных мест в Японии. Грамотно подобранный сеттинг вкупе с правильно поданной историей работают в синергии.

Гниющие сельские улицы, захваченные алым грибковыми наростами, школьные коридоры, искажающиеся в удушающие туннели из корней и лепестков, и святилища, передающие то ли ощущение облегчения, то ли еще большей потерянности. В Silent Hill f нет карикатурной жестокости, присущей современным хоррорам. Скорее, пугающе правдоподобное изображение того, как насилие оскверняет быт семьи.

С порога разработчики предупреждают, что игра содержит графическое изображение насилия и сцены гендерной дискриминации, жестокого обращения с детьми, издевательств, галлюцинаций, вызванных наркотиками и пыток. Тема договорных браков, семейных ожиданий и потери личности задают новый тон, который неплохо резонирует и гармонично вписывается в традиционный дух франшизы.

Каким получился геймплей

Игровой процесс Silent Hill f старается балансировать между современными ожиданиями геймеров и размеренной неспешной атмосферой повествования. На первых порах игра задает медленный темп. Иногда она даже пытается создавать ситуации, где можно и вовсе обойтись без столкновений с монстрами.

Аккуратно (или быстро) обходить врагов не возбраняется, а иногда даже наоборот. На руку сторонникам стелс-прохождений играет то, что у тварей довольно короткая линия обзора. Поворот за угол почти всегда помогает их сбросить. Все время красться по углам и исследовать каждый сантиметр локации, оставаясь незамеченным, скорее всего не получится, но элемент скрытых прохождений отдельных секций есть.

Главная героиня Хинако — не солдат с оружием, а уязвимая девушка, которой нужно следить за своим ментальным здоровьем. Вернуть крышу на место помогают алтари, где геймер может сохраниться и даже прикупить защитные амулеты.

Здесь они называются омамори, а их получение напоминает игру в гачу, потому что святилище выдает амулет с рандомным свойством. Некоторые можно найти прямо на уровне, но большую часть нужно обменивать на очки веры.

Вера получается за выполнение событий и подношения. Последние также прячутся на уровнях, побуждая игрока внимательно обследовать каждый угол. Игра не принуждает этого, и любителям фастранов здесь тоже может быть комфортно.

А вот что стало неожиданным для всех поклонников Silent Hill, так это боссы. Многие боссфайты вызвали сравнения с souls-like играми. Конечно, они не потребуют от вас сотен попыток и смертей, но поволноваться заставят.

Дизайн уровней Silent Hill f заслуживает отдельной похвалы. Совсем быстро планировка города начинает давить на психику из-за ограниченного пространства. Зато узкие улочки Эбисугаоки подталкивают на вдумчивый поиск необязательных, но полезных для прохождения предметов.

По традиции жанра, игрок получает гораздо больше информации, если тратит время на поиск записок, порой, вынуждая вчитываться в каждую строчку. Речь идет о головоломках, которых подготовлено по всему сюжету 12 штук.

В лучшем смысле японский Silent Hill

Дизайн монстров — отдельное произведение искусства. Авторы умело сплели классический арт-почерк в духе боди хорроров с мотивами японского фольклора. Особенного внимания заслуживает использование образа лисы, связанной с божеством Инари.

На самом деле Лис в Silent Hill f играет двойную роль. Иногда он воспринимается как проводник, хотя в некоторые моменты может показаться, что этот персонаж выступает как своего рода предзнаменование надвигающимся разрушениям.

Углубиться в лор игры позволяет дневник Хинако, куда девушка записывает свои мысли о том, что здесь происходит. Рукописный справочник будет пополняться с появлением новых персонажей и монстров, и все это подано в виде размышлений героини о происходящем.

Использование грибкового мотива вместо традиционных художественных приемов вроде стен с кровью создает новую визуальную идентичность, которая, к счастью, хорошо подошла Silent Hill. Для самых усердных разработчики приготовили пять концовок, каждая из которых отражает выборы игрока по ходу путешествия.

Узнаваемое звучание

Звуковой дизайн Silent Hill f — еще один полноценный козырь, которым может похвастаться игра. Саундтрек был создан Акирой Ямаокой, приложившим руку к оригинальным частям серии. Его музыка задавала атмосферу безнадежного (и неизбежного) ужаса и тогда, и спустя более двух десятков лет композитору удалось повторить это.

Музыка Silent Hill f аккуратно сплетает традиционные японские инструменты с электронными звуковыми подложками. И здесь важно сказать, что Ямаока не работал один. Композиция Кенсуке Инаге для Иного мира (альтернативной реальности) создавалась вместе с dai и Xaki, композиторами, ранее работавшими со сценаристом игры Ryukishi07.

Интересный факт: Ryukishi07 является автором «Когда плачут цикады» (Higurashi no Naku Koro ni). Он написал сценарий и выпустил оригинальные визуальные новеллы в составе своей студии 07th Expansion. Чуть позже его работы получили адаптации в виде манги, а каждая арка была нарисована разными художниками по его сценарию.

Качественные звуковые эффекты окружения стали еще одним козырем Silent Hill f. Скрип деревьев, шелест листьев, далекие крики — весь звуковой ландшафт работает на атмосферу и буквально задает тон игре.

Хоррор для вдумчивых

Silent Hill f возвращает серию к ее корням еще и в том, что здесь придется пораскинуть мозгами. Загадки сбалансированы в зависимости от сложности, которую выберет игрок. Решение зачастую неочевидно, но завершение каждой из них оставляет чувство удовлетворения, если вы не заглядывали в интернет.

Разгадывание загадок, равно как и сбор записок или попыток понять, что происходит между друзьями Хинако, позволяют немного выдохнуть и сменить темп. Но будьте готовы к тому, что загадки не всегда интуитивно понятны. Несмотря на это, они органично вплетены в мир игры и не ощущаются как лишняя и ненужная игре механика. Для кого-то они станут именно тем дополнением, которого не хватает современным хоррорам.

Какие есть проблемы

При всех своих достоинствах Silent Hill f не лишена технических проблем. На базовой PlayStation 5 игра страдает от периодических просадок частоты кадров и зависаний. Особенно это заметно в локациях с грибковыми наростами. Эти проблемы не критичны, но они ломают погружение.

Нельзя обойти стороной и дисбаланс в последней четверти игры. Вместо того чтобы полагаться на атмосферу и страх, финальные секции превращаются в боевые марафоны в тесных пространствах. Это противоречит более медленному, размеренному темпу ранних этапов игры. Дроп лечебных предметов становится катастрофически редким, превращая некоторые секции уровней в мучительное испытание на терпение.

Рецензенты называют Silent Hill f одной из самых смелых, мрачных, кровавых и просто лучших игр во всей серии после Silent Hill 2, которую многие считают эталонной. Разработчики рискнули, сделав ставку на эксперименты с боевой системой и несвойственной серии сеттингу. Но вышло так, что проект остался верным духу оригинала.

Silent Hill f заслуживает внимания не только фанатов серии, но и всех любителей качественного психологического хоррора. Это игра, которая напоминает, почему мы влюбились в Silent Hill, и дает надежды, каким может быть будущее серии. Кажется, попытка возродить франшизу и вернуть ей былую славу удалась.

Заглавное фото: скриншот CQ.ru