The Elder Scrolls V: Skyrim вышел 10 лет назад. Все эти годы на Metacritic игра не опускается ниже 94 баллов, оставаясь в десятке лидеров. Но неужели это единственная РПГ с открытым миром в фэнтезийном сеттинге? Конечно, нет! Сегодня мы рассмотрим топ шедевров игровой индустрии, которые максимально напоминают милый сердцу Скайрим.

Gothic II

Разработчик: Piranha Bytes

Год выхода: 2002 (2004 в РФ)

Начнем с классики. Несмотря на то, что второй Готике уже 17 лет, на нее продолжают пилить моды для улучшения графики, а в Стиме даже есть демо кикстартерного проекта по полному порту сего опуса на современный движок. Третья часть посвежее, но ничего нового по геймплею, а сюжет сильно уступает второй. Остальные проекты этой конторы – серия Risen и ELEX – даже близко не подошли к Готике ни по одному из критериев.

Перед нами эталонное фэнтези с некромантами, драконами и тиранами. Сюжет эпичен и нетривиален, особенно с дополнением «Ночь Воронов». По геймплею это классическая РПГ с видом из-за спины героя. Классов нет, но есть умения, прокачивая которые, игрок начинает эффективнее использовать то или иное оружие. В наличии магия, причем нескольких разных школ. Гринда как такового нет, разве что в рамках побочных квестов. Мир большой и открытый, игрок волен перемещаться по нему без ограничений. В некоторые локации сходу попасть не получится – либо из-за высокоуровневых врагов, либо потому что они открываются квестово. Сюжет в целом линейный, но на многое влияет выбор фракции. Фракция определяет, как именно игрок будет двигаться к конечной цели. То есть у Готики неплохой потенциал реиграбельности. Если ее все же пересадят на современные рельсы, будет весьма волнительно встретить «сглаженного» старину Ксардаса!

Fable III

Разработчик: Lionhead Studios

Год выхода: 2011

Мы бы с радостью рассмотрели вторую часть, потому что именно она признается эталоном серии. Но Fable 2 вышел эксклюзивом для Xbox, а мы фокусируемся на PC. Хотя третья не сильно хуже. Это классический ролевой боевик с открытым миром и интересными механиками. Иногда обзорщики выделяют для Фэйбл особый жанр – симулятор жизни в фэнтезийном мире.

Начинается сюжет с детства главного героя, по ходу игрока обучают азам геймплея. Затем происходят некоторые трагические события, после которых герою остается лишь одно – вырасти и отомстить. Тут нас отправляют в свободное плавание. Карта довольно большая, но не все локации открыты сразу, нужно проходить основной квест. Есть и побочные задания, в основном – гриндовые. Бои динамичные, можно использовать холодное и огнестрельное оружие, магию. Главная фишка игры – социальные взаимодействия с другими персонажами и миром как таковым. Например, игроку нужно устроиться на работу, чтобы иметь возможность покупать снаряжение. Потом можно задуматься о недвижимости. С возрастом и увеличением популярности героя, социальных механик становится больше. Занимать все этим действительно интересно, на одну только обставку дома можно убить пару часов! Единственное «слабое место» всей серии Фэйбл – относительно небольшое количество навыков. Во второй половине игры персонаж обычно вкачан на все сто, так что у него нет уязвимостей и он может использовать любой стиль боя. А еще можно выбрать сторону тьмы, буквально!

GreedFall

Разработчик: Spiders

Год выхода: 2019

А это уже кое-что посовременнее. РПГ с открытым миром от создателей Техномансера и красавчика Стикса. Игра не особо рекламировалась и на старте вызвала много споров, но ее довольно оперативно подтянули патчами и свои 74 балла на Metacritic она честно заслужила.

Сеттинг – фэнтезийный мир, успешно списанный с Европы эпохи Великих географических открытий. «Старый свет» постепенно умирает от эпидемии малихора – колдовской чумы. Но все меняется, когда первопроходцы открывают новый остров – Тир-Фради, на котором малихора нет. Герой отправляется на остров как эмиссар Торгового Содружества. Дальше ему предстоит искать лекарство от жуткой болезни и попутно играть в политические игры, лавируя между колонизаторами и аборигенами. Все это изрядно приправлено темой охоты на монстров а-ля “Ведьмак”. Но помимо обширного арсенала холодного оружия, у игрока есть возможность пострелять в леших из пистоля и мушкета. Еще в наличии типичная магическая система, что тоже вносит свой колорит. Мир открытый, квестов много, но основная цепочка – самая интересная. Есть прокачка скилов, от выбора оружия и дополнительных талантов геймплей меняется ощутимо. На самом деле, игра в большей степени берет сеттингом, в этом плане аналогов у нее нет. Разве что старичкам вспомнится Granado Espada, давно почившая для ру-сегмента.

Dragon Age: Inquisition

Разработчик: BioWare

Год выхода: 2014

На самом деле, вся серия Dragon Age хороша, но мы рассмотрим Инквизицию, потому что на данный момент это последняя игра франшизы. Жанрово перед нами ролевой фэнтезийный боевик, но не стандартный. На сюжете останавливаться не будем, это тот случай, когда лучше все узнать из первых уст. А вот по геймплею есть, что сказать.

Изначально игроку на выбор дается несколько рас и классов. Их комбинация определяет стиль игры и особенности сюжета. Плюс у каждой комбинации несколько веток скилов, которые тоже сильно меняют геймплей. Управляет игрок не только героем, но и его спутниками, которых одновременно может быть не больше трех. В любой момент можно переместить камеру из тактического режима за спину героя и принимать непосредственное участие в схватке. Есть активная пауза, во время которой удобно раздавать приказы персонажам, выстраивая последовательности из умений. Важная особенность геймплея – интерактивное окружение. Например, врага можно сбросить с уступа или обрушить на него каменную стену. Локаций много и они большие. Чтобы сэкономить время и поберечь ноги – можно взять лошадь. Квесты проходятся нелинейно, эпилог полностью базируется на решениях игроках (как, например, это было в Fallout 2). Так что реиграбельности тут хоть отбавляй!

This Land Is My Land

Разработчик: Game-Labs

Год выхода: 2019

Вообще-то, Game-Labs специализируются на тактических варгеймах, поэтому когда в 2018-м команда анонсировала ролевой боевик в открытом мире с элементами сурвайвла, это стало для комьюнити неожиданностью. Сейчас игра в раннем доступе, и за нее стоит скрестить пальцы, потому что проект во многих отношениях свежий.

Сюжет нестандартный сугубо из-за сеттинга – нам предстоит играть за воина одного из индейских племен, сопротивляясь европейской экспансии. То есть реалии вполне исторические, Америка конца XIX века. Также сеттинг определяет основу геймплея – это огромная бесшовная карта с бескрайними прериями, по которым игрок может путешествовать на своих двоих или на лошади. Сражаться можно чем угодно – луки, томагавки, ножи, огнестрел в ассортименте. Можно превратить игру в сплошной шутер, а можно – в чистый стелс. Стиль игры зависит от того, какие ветки скилов игрок будет прокачивать. Есть глубокая система крафта и развития поселения аборигенов. Со временем игрок может набирать добровольцев, желающих вместе с ним подняться на борьбу против вторженцев. Разработчики обещают много всего, пока выводы делать рано. Но из последних проектов игра однозначно выделяется, если говорить о ролевых боевиках с открытым миром.

Two Worlds II

Разработчик: Reality Pump Studios

Год выхода: 2010

Piranha Bytes так и не удалось повторить Готику, зато это удалось полякам, которые прямо сейчас пилят третью часть своей шедевральной франшизы. Игра действительно многое переняла от классических РПГ с открытым миром, но пошла еще дальше.

Сюжет продолжает первую часть, но играть в нее не обязательно. Все, что нужно, игрок узнает из коротенького обучения, где ему заодно поставят глобальную цель – остановить взбунтовавшегося бога и без малого спасти мир. Но базовая квестовая цепочка – не главное. В игре очень много второстепенных заданий, каждое из которых рассказывает свою уникальную историю. То есть играть реально интересно, суммарно задания рассчитаны на 50 часов прохождения. Изначально игроку доступна вся глобальная карта – 60 км2. Локаций множество – от джунглей до саванн, и они буквально напичканы интерактивными объектами. По классам и навыкам все просто – есть базовые характеристики и ветки, прокачивая которые, можно стать воином, ассасином или магом. Но главная фишка игры – многопользовательская составляющая. Есть кооперативное прохождение на 8 игроков, совместный режим развития поселения и целый ряд ПвП режимов – от смертельной битвы до захвата флага. Дополнения к Two Worlds II выходили на протяжении 7 лет. Сервера для многопользовательских карт открыты до сих пор.

Kingdoms of Amalur: Re-Reckoning

Разработчик: KAIKO

Год выхода: 2020

Сложно найти человека, который знает, что такое фэнтези, но не знает, кто такой Сальваторе. Нет, не Стефан или Деймон, а Роберт – автор истории про темного эльфа Дзирта. В 2012 году Сальваторе выступил сценаристом для Kingdoms of Amalur: Reckoning, стильной фэнтезийной РПГ с эпическим сюжетом и зубодробительным геймплеем. Спустя 8 лет игру переиздали с приставкой «Re», и возможно, это лучший ремастер XX века.

Главный герой – первый Возрожденный, то есть буквально – вернувшийся с того света. Ему предстоит повести союз народов Амалура против темных Туата, возжелавших власти над мирозданием. Сюжет, как вы понимаете, масштабный. Еще он крайне нетривиальный, спасибо Сальваторе, мэтр правда старался. Что касается геймплея, то классов здесь нет. Зато есть расы и десятки скилов, которые можно комбинировать совершенно свободно, формируя свой уникальный стиль игры. То есть удары двуручником вполне можно сочетать с площадной магией без каких-либо штрафов. Бои достаточно слэшерные (как в God of War), а потому – динамичные и очень эффектные. Еще в комплекте замедление времени, система добиваний, «карты судьбы», кардинально меняющие геймплей… В общем, игре есть, чем удивить. Но главное – это огромный бесшовный мир, представленный пятью кардинально разными локациями. Побочных квестов – уйма, причем они совсем не в стиле «убей 10 гоблинов». Удивительно, но ремастер удался!

Middle-earth: Shadow of Mordor

Разработчик: Monolith Productions

Год выхода: 2014

Сальвадоре вспомнили, значит и Толкиена нельзя забыть! Название игры говорит само за себя – сеттинг взят из одноименной трилогии Джона Роланда, но не дублирует сюжет книг, тут своя атмосфера. По жанру это экшен-РПГ с открытым миром, а сама история достойна отдельной экранизации.

Главный герой – следопыт Талион, который в результате череды некоторых событий оказывается одержим духом древнего эльфийского правителя Келебримбора. Талион восстает из мертвых и направляется в Мордор, чтобы убить Саурона. Как вы поняли, это не книжный канон, хотя плотно с ним пересекается. Игрок свободно путешествует по огромному миру, но отдельные локации можно открыть только сюжетным прогрессом. Боевка интуитивная и зрелищная, есть элементы паркура, и все это отчетливо напоминает серию Assassin’s Creed. Прокачка заключается в изучении специальных навыков и улучшении владения различными видами оружия. Стиль сражения игрок выбирает сам. Можно просто врываться в толпы вражин, превращая все в кровавый слэшер, а можно действовать чисто по-ассасински, вырезая лидеров. Есть охота на местную фауну и орочьих капитанов. В игре действительно много контента, так что ею можно увлечься всерьез и надолго. Поэтому лучше устанавливать в начале отпуска.

Kingdom Come: Deliverance

Разработчик: Warhorse Studios

Год выхода: 2018

От фэнтези здесь чуть больше, чем ничего, зато в наличии большой открытый мир, продуманная РПГ-составляющая и без преувеличения уникальная система боя. Вообще, игра с самого начала позиционировалась как «симулятор рыцаря». Разработчики даже привлекали профессиональных реконструкторов. И надо сказать – не зря!

Сюжет разворачивается в средневековой Богемии. Главный герой – сын кузнеца, которому предстоит пройти непростой путь от рядового стражника до наследника богемского аристократа. Сеттинг игры продуман до мелочей, чем она и подкупает. Оружие и доспехи – почти полные копии исторических аналогов. Система боя объективно сложная, но позволяет выполнять интересные и действенные комбинации, подбирая ключи к любым противникам. Прокачка – типичная для бесклассовой РПГ, то есть чем больше бьемся одноручным мечом – тем лучше бьемся одноручным мечом. Перемещение по глобальной карте свободное, но соваться в некоторые зоны сходу не стоит. Без доспеха прыгать на пару-тройку ушлых бандитов – чистое самоубийство. Игра в определенном смысле хардкорная, но не настолько, чтобы отпугнуть. Скорее действительно реалистичная. Что в сочетании с красивой графикой и интересными побочными квестами гарантировано затянет ни на один вечер!

Dark Messiah of Might and Magic

Разработчик: Arkane Studios

Год выхода: 2006

Еще одна классика, которая в свое время навела шороху. Лорный базис у игры достойный – действие происходит в регионе Асхан, который хорошо знаком любителям серии пошаговых стратегий Heroes of Might and Magic. Но здесь перед нами не стратегия, а ролевой боевик от первого лица с уникальной боевой системой.

На сюжете останавливаться не будем, потому что именно сюжет здесь – главный двигатель прогресса. В целом, игра линейная, побочных задач минимум. Нет и открытого мира. Зато в каждой главе – своя большая локация, перемещаться по которой можно совершенно свободно. В этом заключаются одна из главных особенностей Dark Messiah, игрок всегда сам выбирает путь достижения цели. Как таковых классов нет, но есть ветки умений, которые определяют стиль ведения боя и возможность использования того или иного оружия. Бои довольно интересные – есть атаки, блоки, контратаки, плюс магические умения. Еще врага можно столкнуть со скалы, уронить на него бочку или поджечь. Несколько раз за игру перед персонажем встанет выбор, который повлияет на дальнейшие события. В Dark Messiah четыре концовки, но лишь две из них очевидные. На Xbox игра не слишком зашла, а вот PC-версии на Metacritic поставили 72 балла. Вполне заслуженно, на наш взгляд.

Таков наш топ игр, похожих на Skyrim. Вполне возможно, вы вспомните еще немало проектов, которые так или иначе пересекаются с пятой частью Древних Свитков. Вспомнили? Не стесняйтесь – комментарии открыты!