Спустя шесть лет поклонники лутер-шутеров получили продолжение одного из родоначальников жанра. Для тех, кто начинает знакомство с франшизой Borderlands вообще, четвертая часть может если и не вызвать восторг, то хотя бы удивить. Для истинных фанатов серии, воспитанных первой и второй частями, эмоции от прохождения «четверки» могут быть немного другими.

Можно ли назвать Borderlands 4 исправлением ошибок некогда провальной Borderlands 3 и возвращением к корням серии? Или это просто хорошее, но не идеальное продолжением франшизы? Смотря с какой стороны подходить к игре.

Что изменилось

В этот раз мы решили разобрать Borderlands 4 по «кускам» включая графику, арт-дизайн, сюжет, систему генерации оружия и т.д. Так получится прозрачнее понять, что у Gearbox Software получилось лучше, а что хуже предыдущих частей серии.

Графика

Визуально Borderlands 4 представляет собой логичное развитие знакомого всем cel-shading. Разработчики из Gearbox не стали кардинально менять художественное направление, вместо этого сосредоточившись на технических улучшениях.

По сравнению с Borderlands 3 текстуры стали чуть более детализированными, но невооруженным взглядом это довольно сложно заметить. Что нельзя сказать об эффекте освещения и частицах, которые получили заметную полировку.

Общий арт-дирекшн теперь ощущается более цельным и продуманным. Причем это касается любых локаций, включая самые маленькие «закутки», куда заходишь только для того, чтобы найти лишние пару бочек/коробок/урн/шкафов для лута.

Но игра по-прежнему выглядит как Borderlands, что одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо потому, что сохраняется узнаваемая стилистика франшизы. Плохо потому, что визуально игра не дала резкого толчка вперед в графике.

Основная проблема кроется не в художественной составляющей, а в технической реализации. Катастрофически плохая оптимизация на ПК сводит на нет все визуальные улучшения, заставляя игроков с мощными видеокартами бороться за стабильные 60 кадров в секунду. Но DLSS спасает положение.

Геймплей

В одном аспекте Borderlands 4 безоговорочно превосходит все предыдущие части серии. Речь идет о геймплее. Стрельба достигла того уровня плавности и отзывчивости, к которому франшиза стремилась годами.

По сравнению с Borderlands 3, где оружие часто ощущалось «деревянным», четвертая часть предлагает весьма приятные перестрелки, если не сказать, что «послушные». Как ни странно, среди ближайших аналогий вспоминается Battlefield 1 с ее характерными звуковыми и визуальными маркерами, возникающими после удачной смерти врага от ваших рук.

Особенно заметен прогресс в дизайне мира. Borderlands 3 критиковали за фрагментарные уровни, постоянные прыжки между планетами и общую разорванность локаций. Четвертая часть предлагает самый открытый и цельный мир в истории серии.

Планета Kairos ощущается более связанной, а исследование здесь приносит моральное удовлетворение. Похожий эффект вызывали первые части Far Cry, да и в целом общее настроение игры иногда пересекается с третьей частью. Назвать это путешествие рутинным перемещением между изолированными зонами уже нельзя.

Система развития персонажей также получила серьезную переработку. Три пути развития для каждого Искателя Хранилища напоминают ветки талантов из какой-нибудь MMORPG, существенно меняя стиль игры. Также дали возможность переключаться между специализациями. По сравнению с более «статичными» системами предыдущих частей, это огромный шаг вперед.

Импакт выстрелов — один из ключевых элементов, который делает стрельбу приятной. Каждое оружие теперь имеет более выразительный звук выстрела, который соответствует его мощности и типу. Еще были улучшены звуки попаданий по разным типам врагов и поверхностей.

Сюжет

Одним из главных сюрпризов Borderlands 4 стал сюжет. После катастрофы Borderlands 3 с ее поверхностными злодеями-близнецами и предсказуемым повествованием, четвертая часть ощущается глотком свежего воздуха.

Разработчики учли критику и вернулись к более взрослому подходу к повествованию. Персонажи перестали быть картонными архетипами. Теперь здесь хочется следить за развитием сюжета, а не просто мчаться от одной перестрелки к другой.

Но до уровня Borderlands 2 с ее легендарным антагонистом Красавчиком Джеком игра пока не дотягивает. Персонажи стали глубже, но они все еще остаются довольно предсказуемыми. Некоторые квесты по-прежнему ощущаются шаблонными.

Юмор

Юмор Borderlands всегда был палкой о двух концах. В первой части он был дозированным и уместным, во второй достиг умеренного баланса между серьезными и шуточными моментами. А вот третья часть скатилась в пародию на саму себя. В ней был слишком много инфантильных шуток, навязчивых мемов и неуместных приколов в напряженные моменты, из-за чего сюжет превратился в какую-то в карикатуру.

Borderlands 4 кардинально меняет подход к юмору. Разработчики явно признали ошибки предыдущей части и вернулись к более взвешенному тону. Шутки стали умнее и уместнее, персонажи больше не прерывают эмоциональные сцены сортирными репликами и шутками.

Но думать, что серия полностью отказалась от него, все же не стоит. Здесь по-прежнему встречаются уборные, где вам предлагают достать лут из туалета с характерными звуками и бурыми элементами, напоминающими результаты жизнедеятельности человека.

По тону игра ближе к первой Borderlands. Ее можно назвать более приземленной и даже местами мрачной, с редкими, но меткими комедийными моментами. Это может разочаровать тех, кто полюбил «мемную» атмосферу второй и третьей частей, но для цельности повествования такой подход идет на пользу.

Оружие

Система оружия в Borderlands 4 претерпела кардинальные изменения, став одним из главных нововведений игры. Фактически разработчики полностью переосмыслили подход к созданию и кастомизации вооружения. Главным нововведением стала Licensed Parts — модульная система создания оружия, которая позволяет комбинировать детали от разных производителей.

В предыдущих частях оружие жестко привязывалось к одному производителю и его философии, но теперь игроки могут создавать гибридные решения. Например, можно взять ствол от Jakobs с его точностью, добавить механизм перезарядки от Tediore с взрывным эффектом и оснастить все это прицелом от Maliwan с элементальным уроном.

Каждый бренд оружия получил более узнаваемое звуковое оформление. Оружие Jakobs звучит иначе, чем стволы от Maliwan или Vladof, что помогает игрокам интуитивно понимать характеристики оружия еще до его детального изучения.

К традиционным производителям — Jakobs, Maliwan, Vladof, Tediore и другим добавились три новые компании. Order специализируется на мощном заряжаемом оружии со взрывным эффектом, Ripper фокусируется на автоматических и высокоскорострельностьных пушек, а Daedalus дает арсенал, способный использовать разные типы боеприпасов в рамках одного ствола.

Количество слотов для оружия увеличилось до пяти. Теперь можно носить специализированное оружие для разных ситуаций, не жертвуя универсальностью арсенала. Эта система работает особенно хорошо в кооперативе, где игроки могут дополнять друг друга различными типами вооружения.

Разнообразие оружия также выросло за счёт новых типов стволов. Появились совершенно уникальные категории, которых не было в предыдущих частях серии. Система элементального урона стала более комплексной — теперь разные типы энергии могут взаимодействовать друг с другом, создавая комбинированные эффекты.

Вселенная и лор

Borderlands 4 расширяет вселенную серии, перенося действие на новую планету Кайрос. Мир кардинально отличается от знакомых пустошей Пандоры или техногенных ландшафтов других планет серии. Планета Кайрос населена биомеханической армией — совершенно новым типом противников для серии.

Что вызывает вопросы

Переработанная система лута

Парадокс системы добычи в Borderlands 4 в том, что при техническом увеличении разнообразия и возможностей кастомизации, сам процесс получения лута получился менее увлекательным. Gearbox явно хотела, чтобы игроки постоянно находили что-то новое и часто экспериментировали с комбинациями оружия и модификаций.

В теории это звучит хорошо, но на практике превращается в утомительную рутину. Каждый поверженный враг роняет 2-3 предмета, а сундук содержит несколько различных стволов, щитов и гранат. Проблема усугубляется тем, что система Licensed Parts делает оценку оружия еще более сложной. В предыдущих частях было легко понять качество ствола по его цвету.

Теперь приходится анализировать каждую деталь и каждый модификатор, и порой менеджмет инвентаря забирает на себя слишком много внимания. Но игроки, готовые потратить время на изучение всех механик, могут создавать действительно уникальные комбинации оружия. Проблема в том, что путь к этим возможностям лежит через горы ненужного лута.

Вывод

Borderlands 4 занимает промежуточную позицию в иерархии франшизы. Она определенно лучше провальной в глазах многих фанатов Borderlands 3, исправляет большинство ее ошибок и возвращает серии утраченное достоинство. Улучшенный геймплей, более серьёзный сюжет и умный юмор делают четвёртую часть именно тем продолжением, которого ждали поклонники после разочарования предыдущей игрой.

Но до легендарного статуса Borderlands 2 игра пока не дотягивает. Вторая часть остается эталоном серии благодаря идеальному балансу всех элементов. В ней есть и харизматичный злодей, и сбалансированная система лута. Borderlands 4 делает много вещей лучше третьей части, но в каждой категории немного не дотягивает до высот, установленных десять лет назад. Что не делает ее плохой игрой.

Что получилось
Что вызывает споры
Геймплей и стрельба достигли нового уровня
Катастрофическая оптимизация на ПК. Даже RTX 5090 не гарантирует стабильной работы в 4K
Исправление юмора. Теперь здесь достаточно уместные шутки
Переизбыток «мусорного» лута. Тонны бесполезного оружия превращают сбор в рутину
Сюжет и персонажи стали глубже, чем в предыдущей части
Герои еще плоские и не дотягивают до харизмы Красавчика Джека из Borderlands 2
Грамотная система развития героя. У каждого персонажа три пути
Информационная перегрузка — слишком много систем и механик отвлекают от основного действия
Licensed Parts по сути пересобрала систему кастомиации арсенала
Сложность оценки предметов. Система Licensed Parts усложняет понимание качества оружия
Расширение вселенной, в которой появилась биомеханическая армия
Традиционные проблемы серии — резкий скачок сложности к финалу никуда не делся

Заглавное фото: скриншот CQ.ru